|
ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ЦЕРКВИ.
На исходе
второго христианского тысячелетия Русская Православная Церковь приносит Христу
плод своих голгофских страданий - великий сонм святых мучеников и исповедников
Российских XX века.
Тысячу лет
назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь
просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Церковь во многие периоды
своей истории переносит совершенно открытые скорби и преследования, и мученическую
смерть лучших ее служителей. Господь укреплял учеников Своих, уверив их в том,
что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить
не смогут (Мф. 10, 28). И вера древней Церкви в эти слова Господа была очень
сильна. Это помогало христианам мужественно встретить мучения. Эти непобедимые
воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив,
они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя
во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою
желали принять смерть за Христа.
Вся история
Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения
Церкви Христовой в мире.
XX век для
России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные
гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов,
священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной,
безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они
умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как
символ Православной Руси.
Главой сонма
Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх
Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал, что ныне Святая Православная
Церковь Христова в Русской земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли
на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы
погубить дело Христово... А если нужно будет и пострадать за дело Христово,
зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою
словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота,
или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35).
Многие из
тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то
время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. Святой Патриарх
- исповедник Тихон писал: “...Если пошлет Господь испытание гонений, уз, мучений
и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией
совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как
страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.
Сбылись чаяния
исповедника веры святителя Тихона - на крови мучеников ныне возрождается Русская
Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное
предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным
разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и
исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Боголюбивая
полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни,
подвигах исповедничества святой веры и мученической кончины иерархов, священнослужителей,
монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время
гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти
и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем
ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем (Рим. 14, 8).
Терпя великие
скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся
с ними людей. Они прославили Господа своими подвигами.
Возлюбив
Его и заповеди Его спасительные всем сердцем, всем помышлением, всею силою,
они были столпами веры святой Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил
Церковь, став ее твердым основанием.
Огонь репрессий
не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в
котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились
сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога,
победившего смерть и даровавшего всем надежду Воскресения.
Подвиг новомучеников
и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует
духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего
мира. Самим фактом мученичества как бы спадает завеса со всех событий и обнажается
суть: он напоминает, что испытания наступают, когда человек не может жить по
совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей
присяге, не может не быть предателем всех, – если он не христианин.
Жизнь новых
мучеников Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что
Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду
или к чему-нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно -
как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке) незамутненными.
Прославляя
подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство
пред Богом.
И ныне в
раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных
Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит нас строгой вере
и служит для нас спасительным уроком.
Максим Капралов,
воспитанник IV курса ЕПДС.
|
|