ПРОФЕССОР НИКОЛАЙ КОСАРЕВ: "ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ПЕРЕМЕНИТЬ ОЧЕНЬ СЛОЖНО, ЕЕ НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ МГНОВЕННО, НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ НАЖИМОМ".

          Царские Дни прошлого 2003 года ознаменовались многочисленными духовными событиями в нашей Епархии. Это и освящение Храма-на-Крови, и приезд членов Священного Синода, появление среди топонимических названий города “Святого квартала”. Свое духовное торжество происходило в старейшем уральском вузе - Государственной горно-геологической академии. Накануне профессорско-преподавательский и трудовой коллектив, студенчество на своем собрании поддержали инициативу ректора академии Николая Петровича Косарева о ходатайстве перед Министерством образования Российской Федерации, с тем, чтобы академии было возвращено имя ее небесного покровителя - Императора Николая II. Просьба была поддержана Правительством области и губернатором. В главном здании, сразу на входе, был построен мемориал с иконами Государя и Божией Матери, которые освятил приехавший на торжества митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В стенах академии находятся два храма - во имя святители Николая и великомученицы Екатерины. Для их восстановления создан специальный Фонд, в который вошел наш Правящий Архиерей. Даст Бог, в Никольском храме будет вновь отслужена Литургия на следующие Царские Дни. У академии появился свой духовник, сотрудник Миссионерского отдела клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья священник Вадим Тейхриб, уже не первый раз в стенах академии проводятся совместные просветительские мероприятия. И конечно же, главным вдохновителем возрождения православной жизни академии является ее ректор, Николай Петрович Косарев, который в самых важных событиях своей жизни, полагаясь на волю Божию, прикладывает упорный труд и не стесняется говорить о том, что все возможно верующему.
          Предлагаем вашему вниманию беседу руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева с ректором Уральской государственной горно-геологической академии Николаем Петровичем Косаревым.

          - Николай Петрович, лично мы с Вами познакомились благодаря тому, что перед выборами ректора Вашей академии Вы сами пришли к Владыке и взяли благословение на это дело. А как вообще родилась эта мысль?
          - У каждого человека существуют очень важные события в жизни, когда для подтверждения правильности своих шагов он должен испросить благословения у своих великих предков, либо уважаемых людей. Я человек крещеный и верующий, поэтому для меня, конечно же, мнение священника, а тем паче Владыки, Архиепископа, конечно очень важно. У меня была некоторая робость, поскольку мы с Владыкой не были знакомы и я как-то думал, что он не найдет времени поговорить и к нему будет очень трудно попасть. Но к моей великой радости он сразу назначил время для аудиенции, очень внимательно выслушал, наша беседа длилась около часа. После моей просьбы лицо Владыки просияло и он сказал, что видел много категорий работников, должностных лиц, которые просили его благословить на какое-то дело, но ректор высшего учебного заведения, как оказалось, был первым, и он очень обрадовался этому. С этого наши контакты, наша дружба и начались, и самое главное, я получил очень мощный заряд на то дело, на которое Владыка Викентий меня благословил. На следующий день я написал заявление, и, думаю, с помощью Божией, с молитвами пошел на это важное, трудное и нужное дело. Такова была воля Божия, что все прошло успешно.
          - Неоднократно в Ваших выступлениях звучит дорогое каждому русскому и православному человеку слово «традиция». Чем традиция является для Вас?
          - Традиция, мне кажется, такое слово, которое близко к слову патриотизм, если его понимать правильно. Например, горняцкие традиции, которые существовали на Руси, на Урале, породили такое явление как братство горных инженеров. В дореволюционной России был корпус горных инженеров, статус горного инженера определялся очень высоким государственным цензом. Горный инженер - это не только человек высокообразованный, но еще и патриот своей Родины, патриот своего края. И мы таких примеров можем привести очень много сейчас. И традиция, как она понимается мной - собрание хороших правил, хороших тенденций, которые когда-то существовали, и они, если человек в эту систему вошел, должны быть уважаемы, почитаемы и, что особенно важно, - развиваемы. Есть традиции Российского образования, я их тоже понимаю как высокую культуру, патриотизм, нравственность, это те понятия, которые и Православная Церковь сохраняет и передает.
          - А как же новаторство?
          - Новое - это хорошо забытое старое, поэтому отец Андрей Кураев очень верно заметил: зачем придумывать что-то, надо вспомнить, что уже есть. Поэтому слово новация иногда подходит, но я его не понимаю как, например, термин «перестройка», как какой-то еще один революционный процесс. Все кругом известно.
          - У Вас под началом десять тысяч человек, какими качествами должен обладать руководитель учебного заведения такого масштаба?
          - На этот вопрос трудно ответить, потому что самого себя хвалить и определять какие-то черты плохо. Я бы ответил нестандартно: человек на этой высокой и ответственной должности не может быть просто хорошим. Здесь может быть человек, которому Господом, природой, даны какие-то особенные качества, способные из всех дорог, которые есть, выбрать одну, ведущую к истине. Есть изречение, вполне справедливое, о том, что существуют тысячи дорог, по которым может пойти человек, но к истине ведет лишь одна. Найти именно эту дорогу и повести за собой коллектив - вот это качество руководителя. И тогда коллектив пойдет за таким человеком. Как другие необходимые качества можно назвать доброту, и нравственность, и порядочность, и требовательность, и принципиальность и так далее, но я думаю, что это достаточно мелко. Вот именно способность повести по истинной дороге – это, мне кажется, качество руководителя.
          - Сотрудники и студенты у Вас очень разные: одни очень молоды и годятся Вам в сыновья, другие сверстники, есть пенсионеры - ветераны академии, о которых Вы заботитесь и которые продолжают поддерживать связь с родным вузом. Все они требуют своего внимания, своей заботы и подхода. Как это практически удается?
          - Некоторые мои друзья критикуют меня за то, что я достаточно прост в общении с людьми. Встречаясь с политическим бомондом, руководством, замечаю, что знакомый человек иногда приобретает характер чванливого, высокомерного человека, который, слушая подчиненных, может быть, старается и не слышать. Я надеюсь (не дай Бог!), что я не стану таким. Стараюсь быть доступным человеком, понятным. Я считаю, что среди необходимых качеств для руководителя по отношению к подчиненным, независимо от их возраста, - внимание. Ведь в любом возрасте человек достоин того, чтобы внимание к нему было проявлено. Я стараюсь его проявлять, независимо от того, студент это, или ветеран. Мы очень много сейчас воссоздаем: воссоздаем храм, воссоздаем традицию, воссоздали молодежную организацию, воссоздали совет ветеранов и так далее. И вот эта многоплановость нашего коллектива и общения предопределяет, чтобы внимания к людям было все больше и больше. И я никогда не сошлюсь на нехватку времени. Общение с ветераном или со студентом принимаю всегда за честь.
          - Как, на Ваш взгляд, духовник Вашего вуза, отец Вадим Тейхриб, сможет наладить общение с этими разными категориями людей?
          - Я рассматриваю этот процесс как объективный. Мое личное отношение к вопросам веры, Православия, культуры - оно мое, у другого человека оно может быть каким-то другим. Я считаю, что путь к Богу у каждого человека свой, он может найти свой путь в младенческом возрасте или, наоборот, в преклонном возрасте. Я смотрел телепередачу епархиального канала о Штоколове, который приезжал и давал здесь концерт. И этот великий человек сказал, что он получил крещение только в возрасте шестидесяти пяти лет. Он задал себе вопрос: почему Пушкин, Достоевский - такие великие люди были верующими, а я нет? Значит, что-то в этом есть. И он принял Святое Крещение, у него есть свой духовник. У каждого путь особенный. Здесь насаждения моей административной власти не должно происходить, и оно, наверное, не происходит. Мы выбираем путь разъяснительной работы, путь последовательных, естественных шагов, которые могли бы изменить мнение человека. Что греха таить, за прошедшие семьдесят лет существования прежней власти выбили у человека многие понятия. А человеческую психологию переменить очень сложно, ее нельзя менять мгновенно, нельзя менять нажимом. Это естественный процесс, и я с радостью отмечаю, что он у нас идет. Когда я первый раз пригласил Владыку, и он был у нас в академии, я видел недоумение на лицах преподавателей и студентов. Мы собрали общее собрание в большом зале, и Владыку многие рассматривали как какую-то диковинку. А сейчас это наш друг, и отец Вадим, наш духовник, воспринимается почти как член коллектива. И я думаю, что пройдет время и ситуация с православным просвещением изменится в корне.
          - Наверное, Ваш вуз в последнее время чаще других вузов посещается Владыкой. Как Вы сами оцениваете внимание Архипастыря, и с позиции ректора, и просто по-человечески?
          - Я бы не хотел противопоставлять свой вуз другим, на встречах в Епархии я вижу очень многих ректоров, которые приходят на праздники, приходят на поздравления. Некоторые ректоры открыли у себя теологические факультеты в учебных заведениях, некоторые открывают иконописные мастерские, храмы, строят часовни. Этот процесс идет. Наш вуз самый старый на Урале, я еще раз могу напомнить, что мы были образованы в соответствие с Указом Государственного Совета и Государственной Думы в 1914 году. И Указ этот скрепил подписью Император Николай II. Более того, учитывая важность горного образования для России и Урала, он нам даровал свое покровительство. Мы были Уральским горным ин- ститутом Императора Николая II. Не просто «имени Императора», а имели Императорский статус. У нас есть эти документы, я и руководство, коллектив Горной академии инициировали вопрос о возвращении нам этого имени. Вопрос о традиции был задан, и мы должны помнить и чтить, уважать свою историю. Нельзя зачеркивать такие моменты в жизни и судьбе учреждений. Такие действия как восстановление двух храмов, которые существовали в наших стенах, - и мы взялись за восстановление одного из них, - вызывают и интерес и внимание Архиерея. Ну, и личные отношения складываются, по-моему, очень хорошо, потому что я очень люблю Владыку Викентия, чту и уважаю. Мы очень естественно общаемся, я очень рад, когда он нас посещает.
          - Недавно у Вас читал лекцию и проводил беседу один из самых замечательных наших богословов и проповедников - диакон Андрей Кураев. Вы и Ваши студенты были на этой встрече. Каковы Ваши впечатления, и насколько студенты могли воспринять такую форму общения?
          - Беседа отца Андрея Кураева была уникальной. Она была сложной и насыщенной по своему содержанию, глубина материала такова, это был такой сгусток информации, сгусток идеологии, который воспринимался совершенно легко, при потрясающей глубине материала. Я считаю, что это совершенно уникальный дар проповедника, который может такой сложный материал преподнести так, чтобы он воспринимался совершенно легко. Я не знаю ощущения студентов, но я видел их лица и не заметил никакого шепота или невнимания, которые бы проявились на этой встрече. Диакон Андрей Кураев вел беседу без перерыва на протяжении трех часов, и зал сидел завороженный. Наверное, такие же впечатления были у каждого человека, кто его слушал.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.