|
ПРОФЕССОР НИКОЛАЙ КОСАРЕВ: "ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ПЕРЕМЕНИТЬ
ОЧЕНЬ СЛОЖНО, ЕЕ НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ МГНОВЕННО, НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ НАЖИМОМ".
Царские
Дни прошлого 2003 года ознаменовались многочисленными духовными событиями в
нашей Епархии. Это и освящение Храма-на-Крови, и приезд членов Священного Синода,
появление среди топонимических названий города “Святого квартала”. Свое духовное
торжество происходило в старейшем уральском вузе - Государственной горно-геологической
академии. Накануне профессорско-преподавательский и трудовой коллектив, студенчество
на своем собрании поддержали инициативу ректора академии Николая Петровича Косарева
о ходатайстве перед Министерством образования Российской Федерации, с тем, чтобы
академии было возвращено имя ее небесного покровителя - Императора Николая II.
Просьба была поддержана Правительством области и губернатором. В главном здании,
сразу на входе, был построен мемориал с иконами Государя и Божией Матери, которые
освятил приехавший на торжества митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В стенах академии находятся два храма - во имя святители Николая и великомученицы
Екатерины. Для их восстановления создан специальный Фонд, в который вошел наш
Правящий Архиерей. Даст Бог, в Никольском храме будет вновь отслужена Литургия
на следующие Царские Дни. У академии появился свой духовник, сотрудник Миссионерского
отдела клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья священник Вадим Тейхриб,
уже не первый раз в стенах академии проводятся совместные просветительские мероприятия.
И конечно же, главным вдохновителем возрождения православной жизни академии
является ее ректор, Николай Петрович Косарев, который в самых важных событиях
своей жизни, полагаясь на волю Божию, прикладывает упорный труд и не стесняется
говорить о том, что все возможно верующему.
Предлагаем вашему
вниманию беседу руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии
священника Владимира Зайцева с ректором Уральской государственной горно-геологической
академии Николаем Петровичем Косаревым.
-
Николай Петрович, лично мы с Вами познакомились благодаря тому, что перед выборами
ректора Вашей академии Вы сами пришли к Владыке и взяли благословение на это
дело. А как вообще родилась эта мысль?
- У каждого
человека существуют очень важные события в жизни, когда для подтверждения правильности
своих шагов он должен испросить благословения у своих великих предков, либо
уважаемых людей. Я человек крещеный и верующий, поэтому для меня, конечно же,
мнение священника, а тем паче Владыки, Архиепископа, конечно очень важно. У
меня была некоторая робость, поскольку мы с Владыкой не были знакомы и я как-то
думал, что он не найдет времени поговорить и к нему будет очень трудно попасть.
Но к моей великой радости он сразу назначил время для аудиенции, очень внимательно
выслушал, наша беседа длилась около часа. После моей просьбы лицо Владыки просияло
и он сказал, что видел много категорий работников, должностных лиц, которые
просили его благословить на какое-то дело, но ректор высшего учебного заведения,
как оказалось, был первым, и он очень обрадовался этому. С этого наши контакты,
наша дружба и начались, и самое главное, я получил очень мощный заряд на то
дело, на которое Владыка Викентий меня благословил. На следующий день я написал
заявление, и, думаю, с помощью Божией, с молитвами пошел на это важное, трудное
и нужное дело. Такова была воля Божия, что все прошло успешно.
- Неоднократно
в Ваших выступлениях звучит дорогое каждому русскому и православному человеку
слово «традиция». Чем традиция является для Вас?
- Традиция,
мне кажется, такое слово, которое близко к слову патриотизм, если его понимать
правильно. Например, горняцкие традиции, которые существовали на Руси, на Урале,
породили такое явление как братство горных инженеров. В дореволюционной России
был корпус горных инженеров, статус горного инженера определялся очень высоким
государственным цензом. Горный инженер - это не только человек высокообразованный,
но еще и патриот своей Родины, патриот своего края. И мы таких примеров можем
привести очень много сейчас. И традиция, как она понимается мной - собрание
хороших правил, хороших тенденций, которые когда-то существовали, и они, если
человек в эту систему вошел, должны быть уважаемы, почитаемы и, что особенно
важно, - развиваемы. Есть традиции Российского образования, я их тоже понимаю
как высокую культуру, патриотизм, нравственность, это те понятия, которые и
Православная Церковь сохраняет и передает.
- А как же новаторство?
- Новое -
это хорошо забытое старое, поэтому отец Андрей Кураев очень верно заметил: зачем
придумывать что-то, надо вспомнить, что уже есть. Поэтому слово новация иногда
подходит, но я его не понимаю как, например, термин «перестройка», как какой-то
еще один революционный процесс. Все кругом известно.
- У Вас под началом
десять тысяч человек, какими качествами должен обладать руководитель учебного
заведения такого масштаба?
- На этот
вопрос трудно ответить, потому что самого себя хвалить и определять какие-то
черты плохо. Я бы ответил нестандартно: человек на этой высокой и ответственной
должности не может быть просто хорошим. Здесь может быть человек, которому Господом,
природой, даны какие-то особенные качества, способные из всех дорог, которые
есть, выбрать одну, ведущую к истине. Есть изречение, вполне справедливое, о
том, что существуют тысячи дорог, по которым может пойти человек, но к истине
ведет лишь одна. Найти именно эту дорогу и повести за собой коллектив - вот
это качество руководителя. И тогда коллектив пойдет за таким человеком. Как
другие необходимые качества можно назвать доброту, и нравственность, и порядочность,
и требовательность, и принципиальность и так далее, но я думаю, что это достаточно
мелко. Вот именно способность повести по истинной дороге – это, мне кажется,
качество руководителя.
- Сотрудники
и студенты у Вас очень разные: одни очень молоды и годятся Вам в сыновья, другие
сверстники, есть пенсионеры - ветераны академии, о которых Вы заботитесь и которые
продолжают поддерживать связь с родным вузом. Все они требуют своего внимания,
своей заботы и подхода. Как это практически удается?
- Некоторые
мои друзья критикуют меня за то, что я достаточно прост в общении с людьми.
Встречаясь с политическим бомондом, руководством, замечаю, что знакомый человек
иногда приобретает характер чванливого, высокомерного человека, который, слушая
подчиненных, может быть, старается и не слышать. Я надеюсь (не дай Бог!), что
я не стану таким. Стараюсь быть доступным человеком, понятным. Я считаю, что
среди необходимых качеств для руководителя по отношению к подчиненным, независимо
от их возраста, - внимание. Ведь в любом возрасте человек достоин того, чтобы
внимание к нему было проявлено. Я стараюсь его проявлять, независимо от того,
студент это, или ветеран. Мы очень много сейчас воссоздаем: воссоздаем храм,
воссоздаем традицию, воссоздали молодежную организацию, воссоздали совет ветеранов
и так далее. И вот эта многоплановость нашего коллектива и общения предопределяет,
чтобы внимания к людям было все больше и больше. И я никогда не сошлюсь на нехватку
времени. Общение с ветераном или со студентом принимаю всегда за честь.
- Как, на Ваш
взгляд, духовник Вашего вуза, отец Вадим Тейхриб, сможет наладить общение с
этими разными категориями людей?
- Я рассматриваю
этот процесс как объективный. Мое личное отношение к вопросам веры, Православия,
культуры - оно мое, у другого человека оно может быть каким-то другим. Я считаю,
что путь к Богу у каждого человека свой, он может найти свой путь в младенческом
возрасте или, наоборот, в преклонном возрасте. Я смотрел телепередачу епархиального
канала о Штоколове, который приезжал и давал здесь концерт. И этот великий человек
сказал, что он получил крещение только в возрасте шестидесяти пяти лет. Он задал
себе вопрос: почему Пушкин, Достоевский - такие великие люди были верующими,
а я нет? Значит, что-то в этом есть. И он принял Святое Крещение, у него есть
свой духовник. У каждого путь особенный. Здесь насаждения моей административной
власти не должно происходить, и оно, наверное, не происходит. Мы выбираем путь
разъяснительной работы, путь последовательных, естественных шагов, которые могли
бы изменить мнение человека. Что греха таить, за прошедшие семьдесят лет существования
прежней власти выбили у человека многие понятия. А человеческую психологию переменить
очень сложно, ее нельзя менять мгновенно, нельзя менять нажимом. Это естественный
процесс, и я с радостью отмечаю, что он у нас идет. Когда я первый раз пригласил
Владыку, и он был у нас в академии, я видел недоумение на лицах преподавателей
и студентов. Мы собрали общее собрание в большом зале, и Владыку многие рассматривали
как какую-то диковинку. А сейчас это наш друг, и отец Вадим, наш духовник, воспринимается
почти как член коллектива. И я думаю, что пройдет время и ситуация с православным
просвещением изменится в корне.
- Наверное, Ваш
вуз в последнее время чаще других вузов посещается Владыкой. Как Вы сами оцениваете
внимание Архипастыря, и с позиции ректора, и просто по-человечески?
- Я бы не
хотел противопоставлять свой вуз другим, на встречах в Епархии я вижу очень
многих ректоров, которые приходят на праздники, приходят на поздравления. Некоторые
ректоры открыли у себя теологические факультеты в учебных заведениях, некоторые
открывают иконописные мастерские, храмы, строят часовни. Этот процесс идет.
Наш вуз самый старый на Урале, я еще раз могу напомнить, что мы были образованы
в соответствие с Указом Государственного Совета и Государственной Думы в 1914
году. И Указ этот скрепил подписью Император Николай II. Более того, учитывая
важность горного образования для России и Урала, он нам даровал свое покровительство.
Мы были Уральским горным ин- ститутом Императора Николая II. Не просто «имени
Императора», а имели Императорский статус. У нас есть эти документы, я и руководство,
коллектив Горной академии инициировали вопрос о возвращении нам этого имени.
Вопрос о традиции был задан, и мы должны помнить и чтить, уважать свою историю.
Нельзя зачеркивать такие моменты в жизни и судьбе учреждений. Такие действия
как восстановление двух храмов, которые существовали в наших стенах, - и мы
взялись за восстановление одного из них, - вызывают и интерес и внимание Архиерея.
Ну, и личные отношения складываются, по-моему, очень хорошо, потому что я очень
люблю Владыку Викентия, чту и уважаю. Мы очень естественно общаемся, я очень
рад, когда он нас посещает.
- Недавно у Вас
читал лекцию и проводил беседу один из самых замечательных наших богословов
и проповедников - диакон Андрей Кураев. Вы и Ваши студенты были на этой встрече.
Каковы Ваши впечатления, и насколько студенты могли воспринять такую форму общения?
- Беседа
отца Андрея Кураева была уникальной. Она была сложной и насыщенной по своему
содержанию, глубина материала такова, это был такой сгусток информации, сгусток
идеологии, который воспринимался совершенно легко, при потрясающей глубине материала.
Я считаю, что это совершенно уникальный дар проповедника, который может такой
сложный материал преподнести так, чтобы он воспринимался совершенно легко. Я
не знаю ощущения студентов, но я видел их лица и не заметил никакого шепота
или невнимания, которые бы проявились на этой встрече. Диакон Андрей Кураев
вел беседу без перерыва на протяжении трех часов, и зал сидел завороженный.
Наверное, такие же впечатления были у каждого человека, кто его слушал.
|
|