|
ОРГАНИЗАТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"СЕМЬЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ" СВОЙ ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ПРИНЯЛИ В ВИДЕ ПРОЕКТА,
ПРЕДЛОЖИВ ЕГО ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫМ И РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
ФОНДАМ И ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ В КАЧЕСТВЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБСУЖДЕНИЯ.
Екатеринбург,
12 февраля, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".
Организаторы Международной
научно-практической конференции "Семья и будущее России", проходившей
в Екатеринбурге 3-4 февраля,
свой итоговый документ приняли в виде проекта, предложив его органам государственной
власти, общественным и религиозным организациям, фондам и частным лицам в качестве
материала для дальнейшего обсуждения.
Данный документ
выражает тревогу и озабоченность организаторов и участников конференции за судьбу
России и предлагает серию конкретных мер по улучшению семейной и демографической
ситуации в стране, повыше-нию роли образования и просвещения, укреплению духовного
и психологического здоровья семьи.
Дополнения
и замечания к проекту до 20 февраля 2004г. можно выслать в адрес епархиальной
"Православной газеты": baibakov@etel.ru
, либо Уральского гуманитарного института: uhi@utn.ru
.
Далее приводится
полный текст пректа меморандума международной конференции.
"Международная
научно-практическая конференция "Семья и будущее России" созвана Екатеринбургским
епархиальным управлением Русской Православной Церкви по благословению Его Высокопреосвященства,
Высоко-преосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.
В организации и проведении кон-ференции приняли участие: Министерство социальной
защиты населения Свердловской области, Министерство об-щего и профессионального
образования Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской
облас-ти, Департамент по делам молодежи Правительства Свердловской области,
Уральский институт молодежи, Просвети-тельский Благотворительный центр "Жизнь",
Ново-Тихвинский женский монастырь, Уральский гуманитарный инсти-тут. На конференции
были заслушаны доклады отечественных и иностранных врачей, экономистов, педагогов,
социо-логов, психологов, теологов, в которых рассмотрены вопросы интеграции
усилий государства, общества и Православ-ной Церкви в улучшении демографической
и семейной ситуации в стране, образования и просвещения, в решении проблем духовного
и психологического здоровья семьи. Представители различных государственных и
негосударст-венных учреждений, организаций и фондов, практические психологи,
социальные работники, представители Право-славной Церкви поделились своим опытом
работы с семьями, проанализировали успехи и неудачи. Участники конфе-ренции
отчетливо осознают историческую ответственность, лежащую на государстве, религиозных
и общественных организациях за возрождение и сохранение российских семей.
В ходе конференции
представители общественных и государственных структур сформулировали главные
проблемы современной российской семьи, положили начало разработке модели семейных
отношений, отвечающей потребностям будущей России, наметили конкретные шаги
к воплощению этой модели в жизнь.
Центральное
место в докладах было уделено судьбе детей, поскольку основная роль семьи заключается
в их социализации. С этой функцией сейчас семьи справляются неудовлетворительно.
Поднят вопрос о роли отца. Это од-на из самых больных проблем семьи, поскольку
именно роль отца принижалась в советское время и не восстановлена до сих пор.
На одно из первых мест выдвинулась проблема образования, поскольку образовательные
учреждения при-званы формировать мировоззрение молодежи, моральные ценности,
готовить к семейной жизни. Отмечена большая роль Православной Церкви в возрождении
семьи, Церковь показывает реальный пример семейного строительства, духовного
воспитания и образования. Участники конференции не только констатировали факт
наличия кризиса семьи, который и так не вызывает сомнения, но вышли на обобщение
уже имеющегося положительного опыта и наметили конкретный план совместных действий
по возрождению, сохранению и укреплению российских семей.
Участники
конференции констатировали следующие факты:
1. Государство
тем более крепко, чем более крепка его первоначальная ячейка - семья. Семья
в России остается главным социальным институтом.
2. Конференция
отмечает, что с 1924 года по 2001 год суммарный коэффициент рождаемости снизился
с 6,4 до 1,2, появилась тенденция к более позднему вступлению в брак, избеганию
рождения детей до 20 и после 40 лет. Ма-лодетность подрывает стабильность и
безопасность государства со всеми вытекающими последствиями вплоть до вымирания
государства, в котором рождаемость не покрывает смертности. Суммарные размеры
естественной убыли населения в Свердловской области составили с 1991 по 2001
гг. и первую половину 2002 г. - 242 тыс. человек. Центр депопуляции в Уральском
федеральном округе образовался именно в Свердловской области.
3. В настоящее
время проявляется устойчивая негативная тенденция снижения роли семьи в воспитании
и раз-витии детей, в обеспечении их нравственного и физического здоровья. Нормой
стало уклонение родителей от обязан-ностей по содержанию и воспитанию детей.
4. Произошла
деформация детско-родительских и супружеских отношений, что ведет к личностной
деструкции. Снизился уровень контроля за детьми, процветает явное и скрытое
социальное сиротство. По отношению к ребенку у родителей "не хватает времени",
проявляется пренебрежение, безразличие или даже жестокость, что наносит ущерб
его эмоциональному, психическому и физическому здоровью.
5. По сравнению
с 60-ми годами 20-го века, психическая депривация (изоляция) социальных сирот
сменилась сейчас психической изоляцией ребенка в семье, где его не принимают
взрослые члены семьи. И это не зависит от эко-номической и социальной состоятельности
семьи, а является следствием психического барьера, "полосы отчужде-ния",
особенно в отношении ребенка с матерью.
6. В семьях
нет внутреннего единства, нет готовности в молодых семьях к рождению ребенка,
отец устраняется от воспитания детей, мать часто переносит на детей свое негативное
отношение к супругу. Таким образом, налицо социально-психическая депривация,
как следствие социально-культурных и социально-экономических реформ 90-х годов.
К этому следует добавить недостаточное питание, образование, медицинское обслуживание.
7. Родительские
позиции в семье по отношению к ребенку в настоящее время характеризуются устойчивой
"пу-таницей ролей". Перверсия родительских позиций имеется у 23,3%
семей, отцовская позиция сформирована только у 22,5% отцов, материнская - у
35,5% матерей. Это приводит к половой дезориентации детей, а в последующем,
к раз-витию гомосексуальности.
8. Дисгармоничность
семейных отношений приводит к увеличению семей "группы риска", поставляющих
об-ществу "трудных детей". Государственная политика в отношении детей-сирот
ориентирована на интернатную систе-му воспитания, что множит ряды неадаптированных
людей, пополняющих преступный мир и социальное дно.
9. В молодых
семьях объективно имеется недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности.
Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем
по стране. При этом 69% моло-дых семей живут за чертой бедности. Необходима
психологическая адаптация к семейной жизни, сегодня 18% моло-дых семей остро
нуждаются в психологическом консультировании.
10. Несмотря
на "семейный плюрализм" наших дней, социологические исследования показывают,
что абсолют-ное большинство россиянок (90%) по-прежнему "семью, детей и
любовь" считают "главными жизненными ценностя-ми". Эти данные
вселяют оптимизм, показывая, что в нашей стране сохранились фундаментальные
женские ценности - единственная основа, на которой может строиться счастливое
детство.
11. Под руководством
Министерства социальной защиты населения Свердловской области, администрации
му-ниципальных образований, коллективы социальных учреждений проведена успешная
работа по формированию нор-мативно-правовых, программно-методических, организационных,
информационных, материально-технических, кадровых условий деятельности учреждений
социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области за истекший период.
В связи с
изложенным Международная научно-практическая конференция "Семья и будущее
России" обра-щается ко всем заинтересованным государственным и общественным
организациям, учреждениям и частным лицам, ко всем воспитателям, учителям и
преподавателям, социальным и медицинским работникам, всем, кто имеет общение
с семьями и участвует в решении семейных проблем.
Участники
конференции сформулировали следующие основополагающие идеи:
1. Конференция
считает необходимым объединение государственных, общественных и традиционных
для Рос-сии религиозных организаций, в первую очередь имеется в виду Русская
Православная Церковь, для решения насущ-ных проблем российской семьи и создания
благоприятных условий для преодоления негативных последствий полити-ческих и
экономических процессов, идущих в стране;
2. Конференцией
принято решение о ежегодном проведении аналогичного форума и о создании общественного
координационного комитета для проведения подготовки к следующей конференции
с участием всех заинтересован-ных государственных и негосударственных социальных
и образовательных учреждений, представителей Русской Православной Церкви, частных
лиц;
3. Участники
конференции обращаются к государственным органам власти, считая необходимым
в кратчайшие сроки решить проблему материальной поддержки молодых и многодетных
семей, предоставив им жилищные кредиты и льготы, реально обеспечив выход этих
семей на уровень существенно выше черты бедности. Как показывают со-циологические
исследования, в малообеспеченных и бедных семьях жилищные кредиты способны стимулировать
реализацию потребности в детях на уровне второго ребенка, что может составить
стратегию социально-экономической политики в сфере рождаемости;
4. Конференция
считает необходимым открытие учреждений социального обслуживания семьи и детей
во всех муниципальных образованиях Свердловской области и реорганизацию всех
социальных приютов для детей и подро-стков в социально-реабилитационные центры
для несовершеннолетних и центры социальной помощи семье и детям;
5. Конференция
предлагает усилить социализирующую роль отца в семье, предоставив семейным мужчинам,
имеющим детей, гарантированную работу и достойную оплату или соответствующие
государственные дотации на содержание семьи;
6. В деятельности
всех социальных учреждений необходимо отказаться от "приютской" идеологии
и техноло-гии работы с семьей и детьми, осуществить переориентацию с подмены
функций родителей и образовательных учре-ждений для детей-сирот на просветительскую
и образовательную работу с родителями ребенка и оказание широкого спектра социальных
услуг семье;
7. Конференция
считает, что нужно сменить ориентацию деятельности учреждений социальной защиты
с преимущественного обслуживания асоциальных и иждивенчески настроенных категорий
населения на профилактику детского и семейного неблагополучия, социальную помощь
относительно благополучным семьям, особенно молодым и многодетным, нуждающимся
в поддержке.
8. Необходимо
немедленно прекратить рекламу курения, пьянства и разврата, исключить на телевидении
сцены насилия и секса, принять законы, охраняющие душевное здоровье и целомудрие
подрастающего поколения. Без огра-ждения детей от негативной информации, прежде
всего в рекламе, в телевизионных передачах, невозможно говорить о духовном и
физическом здоровье общества.
9. В школах,
средних и высших учебных заведениях необходимо усилить проведение воспитательной
работы, в том числе с участием представителей традиционных для России конфессий
и, прежде всего, Русской Православной Церкви, для насаждения в душах молодых
людей общечеловеческих моральных ценностей, воссоединения утрачен-ной связи
поколений, передачи традиций и опыта семейного домостроительства.
10. Конференция
считает, что во взаимодействии семьи и системы образования необходимо исходить
из принци-па первичности роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Учреждениям
системы образования нужно стро-ить свою деятельность, исходя из задач сохранения,
укрепления и развития традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной
семьи, оказывая ей содействие в интеллектуальном, физическом, личностном развитии
ре-бенка, его духовном становлении, в повышении психолого-педагогической компетенции
семьи, в укреплении автори-тета родителей.
11. Особое
внимание всем образовательным учреждениям следует обратить на воспитание юношей
и их подго-товку к будущей роли не только защитника Отечества, но и отца семейства.
Мы не сомневаемся, что переход к нор-мальной модели семьи в России произойдёт
тогда, когда, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание
детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей.
12. Перед
школой стоит задача содействовать семье в формировании этического комплекса
мужчины-отца у мальчиков и женщины-матери у девочек. Этико-половая дифференциация
педагогического воздействия должна быть осознана учителями как профессиональная
обязанность. Воспитание подрастающего поколения должно рассматри-ваться как
сфера ответственности всех слоев общества - семьи, государства, школы, Православной
Церкви. Воспита-ние должно стать главной задачей наших образовательных учреждений
наряду с передачей знаний. Необходимо включить в содержание профессиональной
подготовки педагогов разделы, обеспечивающие их готовность к сотруд-ничеству
с современной семьей;
13. Мы считаем
необходимым остановить аборты, которые Православной Церковью рассматриваются
как тяжкий грех, приравненный к убийству. Нужно воспитывать в подрастающем поколении
правильное отношение к младенцу, чтобы в сознании женщины никогда не возникала
даже мысль покуситься на свое дитя.
14. Основу
Российского государства на протяжении многих веков составляла Православная вера,
прошлый и ны-нешний опыт православных семей должен быть изучен и распространен,
поскольку критерии благополучной семьи, совпадают с устроением семей православных,
а обретение и укрепление Православной веры родителями и детьми все-гда сказывается
благоприятно на семейном климате, организует и цементирует семейные отношения".
|
|