|
4 ДЕКАБРЯ - ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Родители
Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, достигнув преклонных лет, еще
не имели детей и молили Господа о разрешении их неплодства, причем дали обет
посвятить на служение Богу дитя свое, если оно им будет даровано. Господь услышал
их молитву; у них родилась дочь, Пресвятая Дева Мария. Когда Ей исполнилось
три года, Ее родители, исполняя обещание, данное Богу, привели Ее в храм Иерусалимский
с тем, чтобы Она постоянно находилась при нем. Это-то приведение, или введение,
во храм Богородицы воспоминает святая Церковь.
Древнее церковное
предание рассказывает следующее о введении во храм Пресвятой Девы. Иоаким и
Анна перед выступлением из Назарета собрали к себе своих родственников и друзей;
шествие открывали юные девы со светильниками и пением; они шли пред Марией,
которую вели Ее родители; таким образом совершен был весь путь из Назарета до
храма Иерусалимского. Здесь их встретили первосвященник и священники с молитвами
и пением. Когда подошли к храму, то святую Деву поставили на первую ступень
церковного крыльца, и Она, к удивлению всех присутствовавших, никем не поддерживаемая,
взошла твердо на все 15 ступеней и - остановилась на верхней. Святая Отроковица,
Которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, по
внушению Божию, вошла не только в святилище, но и в святое святых, то есть в
то отделение храма, куда закон запрещал входить не только женщинам, но и священникам,
и куда мог вступать только первосвященник, и то однажды в год, для принесения
очистительной жертвы за народ.
Из этого
необычайного события все усмотрели, что Пресвятая Дева Господом предназначена
к чему-то высокому.
Иоаким и Анна, по принесении даров и жертв Богу и по получении благословения
священников, возвратились в Назарет, а святая Дева осталась при храме. Здесь
в особых помещениях жили девы, посвящавшие себя на служение Богу, и вдовицы.
Вскоре сюда же переселилась к дочери овдовевшая Анна, которая не долго жила
после своего мужа.
Пресвятая
Дева воспитывалась под надзором старших благочестивых жен: Она упражнялась в
молитве и чтении священного Писания и в разных добродетелях; непрестанно трудилась,
занималась разными рукоделиями. Всю Ее, как говорит Церковь, пребывающую внутри
храма, освятил Дух Святый.
Вспоминая
вход Богоотроковицы в храм Божий, и мы должны стараться как можно чаще с благоговением
посещать церковь, так как присутствие в ней при божественных службах есть одно
из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет
особенную силу и благодатные последствия, и если молящийся иногда и не так усердно
возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих они
подкрепляются. В церкви душа наша назидается слушанием чтения Евангелия и апостола
и поучением пастырей. Здесь, посредством святых Таин, преподается исцеление
от душевных болезней, и как бы велики ни были наши грехи, но искреннее раскаяние
и сердечное исповедание совершенного нами дает нам возможность очистить себя
и даровать здравие души. Наконец, в церкви же, пред лицом Бога, у Которого нет
мертвых, молясь за усопших родных и близких, мы чрез эти молитвы приближаемся
к ним духом и облегчаем свою печаль о разлуке с ними. В церкви и просвещение
души, и милость, и прощение, и радость, и утешение для сердца.
Нужно помнить,
что в церкви пребывает преизобильною Своею благодатью Господь, а потому и следует
стоять при богослужениях со вниманием и благоговением, как бы стоя на небе пред
престолом Божиим.
Пример праведных
Иоакима и Анны научает родителей водить с ранних лет детей в церковь, с малолетства
приучать их к молитве и слушанию слова Божия. Что дети видят и слышат в младенчестве
и отрочестве, как хорошее, так и дурное, то остается у них в памяти на всю жизнь,
а потому пусть родители стараются подавать своей жизнью только хороший пример.
К сожалению, часто бывает, что многие родители своим поведением, сами не замечая
того, полагают начало порочности в детях. Случается, что у иных дети и молитв
не знают, а произносят бранные слова, и все это оттого, что отец или мать не
стыдятся при малолетних браниться и ссориться, и восхвалять суетные и пустые
удовольствия мира, дозволять себе несправедливые действия и т. п., и нисколько
не заботятся о том, чтобы удалить их от дурного, забывая, что за них они должны
дать строгий ответ Богу. Надо твердо усвоить ту истину, что нежные детские души
крайне восприимчивы ко всему, и поэтому нужно окружать детей только одними добрыми
и светлыми примерами. В этом, братия, заключается великая тайна истинно христианского
воспитания, которое особенно будет успешно тогда, когда мать поймет, что первою
воспитательницею своих детей прежде всего она должна быть. Надо воспитывать
их в страхе Божием, молиться вместе с ними и о них прилежно Богу, приучать их
к трудолюбивой, простой и воздержной жизни, удалять от них всякую роскошь и
потворство чувственности, строго следить за тем, чтобы в них не развился дух
упрямства и непослушания родителям, дух лени и притворства, дух гордости и самолюбия,
и тогда дети возрастут на радость родителям здесь на земле, и по смерти им не
страшно будет предстать пред Бога и сказать: «вот я и дети, которых мне дал
Бог».
Чтобы хождение
в храм Божий и пребывание в нем, особенно при совершении бескровной жертвы Тела
и Крови Христовой, приносило нам пользу, мы должны знать, как вести себя прежде
вхождения в храм Божий, во время пребывания в храме Божием и по выходе из храма
Божия.
Идущий в
храм для молитвы должен приготовить себя к тому. Прежде, даже не помолишися,
уготови себе (Сир. 18, 23). Прежде, нежели пойдешь ты в храм Божий, спроси себя
самого: куда и для чего идешь ты? Ты идешь в храм Божий, где должен будешь предстать
пред лицо Всемогущего Бога, должен видеть совершение великого таинства; ты идешь
туда для того, чтобы пред лицом небесного Судии исповедать грехи и слезами покаяния
омыть душу свою, оскверненную грехами; чтобы участвовать в принесении Богу бескровной
жертвы за грехи твои, если не приобщением Тела и Крови Христовой, то, по крайней
мере, верой и молитвою. Размышление о столь высокой цели хождения в храм Божий
много может способствовать христианину к достойному присутствованию в нем.
Присутствование
в храме Божием не останется для нас, братия, бесплодным, низведет на нас Божие
благоволение, если, стоя в нем, не будем забывать, что мы стоим в доме Божием,
образующем собою небо, в доме молитвы, где совершаются великие и страшные Таинства;
если будем стоять в нем со вниманием, благоговением и страхом Божиим.
|
|