|
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ: "ЖИЗНЬ И МОЛИТВА - ОДНО"
Жизнь и
молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует
важнейшее ее измерение; это жизнь “в плоскости”, без глубины, жизнь в двух измерениях
пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся
нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором
мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы
состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все
имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем,
– не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из
рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих – это жизнь и смерть Его
Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что
каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им,
они становятся дороги и для нас. Не молиться – значит оставлять Бога за пределами
всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного
Им мира, того мира, в котором мы живем.
Нам часто
кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее
заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни
и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва
– в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем и о нашем человеческом
положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.
Чтобы научиться
молитве, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью человека,
всей реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца принять ее на себя.
В этом – сущность акта, совершенного Богом в Воплощении. В этом вся полнота
того, что мы называем предстательством. Обычно мы воспринимаем молитвенное предстательство
как вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл сделать. В действительности
же оно заключается в том, чтобы сделать шаг, ставящий нас в самый центр трагической
ситуации, шаг, подобный шагу Христа, Который сделался человеком раз и навсегда.
Мы должны сделать шаг, который поставит нас в центр ситуации, откуда никогда
больше мы не сможем выйти; солидарность христианская, Христова направлена одновременно
к двум противоположным полюсам: воплотившийся Христос, истинный человек и истинный
Бог, до конца солидарен с человеком, когда человек в своем грехе обращается
к Богу, и до конца солидарен с Богом, когда Он обращается к человеку. Эта двойная
солидарность делает нас, в каком-то смысле, чуждыми обоим лагерям и, в то же
время, едиными с обоими лагерями. В этом основа положения христианина.
Вы скажете:
“Что же делать?” Так вот, молитва рождается из двух источников: либо это наше
восторженное изумление перед Богом и делами Божиими: нашим ближним и окружающим
нас миром, несмотря на его тени; либо это чувство трагичности – нашей и особенно
чужой. Бердяев сказал: “Когда я голоден, это явление физическое; если голоден
мой сосед, это явление нравственное”. И вот трагичность, которая предстает перед
нами в каждое мгновение: мой сосед всегда голоден; это не всегда голод по хлебу,
иногда это голод по человеческому жесту, ласковому взгляду. Здесь-то и начинается
молитва – в этой отзывчивости на изумительное и на трагичное. Пока есть эта
отзывчивость, все легко: в восторге нам легко молиться, и легко молиться, когда
нас пронзает чувство трагизма.
Ну, а в другое
время? Так вот, и в другое время молитва и жизнь должны быть одно. У меня нет
времени говорить об этом много, но я хотел бы просто сказать вот что: встаньте
утром, поставьте себя перед Богом и скажите: “Господи, благослови меня и благослови
этот начинающийся день”, а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию
и смотрите на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет
собой начинающийся день. Это означает попросту нечто очень трудное, а именно:
что бы ни случилось за этот день – ничто не чуждо воле Божией; все без исключения
– обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его
присутствием, Его любовью, Его состраданием, Его творческим разумом, Его мужеством…
И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы
– тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей
Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите,
что в каждое мгновение вам придется поворачиваться к Богу и говорить: “Господи,
просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги
мне!” В другие моменты вы сможете сказать: “Господи, спасибо!” И если вы разумны
и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или
гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего
могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность
сделать это.
И когда вечером
вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы
сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать
о себе. Если вы начнете таким образом соединять жизнь с вашей молитвой, между
ними никогда не будет разрыва и жизнь станет горючим, питающим в каждое мгновение
огонь, который будет разгораться все больше и становиться все ярче, и преобразит
постепенно вас самих в ту горящую купину, о которой говорит Писание.
|
|