|
12 ИЮЛЯ - СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА
И ПАВЛА.
Двух
великих христианских подвижников прославляет сегодня святая Церковь, именуя
их “Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие”.
Почему святых
апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе
не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для
подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской
истории. Что же касается слов Спасителя: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам
Церковь Мою” (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность
апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие
апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь,
ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, “и прочие апостолы были тоже,
что и Петр, - имели равное с ним достоинство и власть”.
Значит, апостолы
Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти,
а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые
апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое
потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны
в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно
и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. “Я, - говорит святой апостол Павел,
- был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти…
Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение…
Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…”
и так далее (2 Кор. 11, 23-32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам,
учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили
эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием
святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного
стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды,
мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.
Но святые
апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви,
неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов
и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой
Петр оставил таких ко всем Церквям – два послания, а святой Павел – к отдельным
Церквям - четырнадцать, из них тринадцать – к христианам из язычников. С тех
пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены
истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим
все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для
нашего утверждения на пути в Царство Небесное.
Награда святым
первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был
удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа – Божественного
Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано
быть восхищенным “до третьего неба” – в рай, и слышать там “неизреченные слова,
которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 2-4).
Богодухновенные
поучения святых превоверховных апостолов Петра и Павла и ныне назидают нас в
храмах, и будут назидать до конца времен. Это такое духовное сокровище, которое
никогда не устареет и не иссякнет, несмотря на все величие и новизну завоеваний
человеческого разума. Пример же их святой жизни, их духовный опыт всегда будет
бережно сохраняться в церковных сказаниях и передаваться из рода в род. Будем
же просить прославляемых ныне святых апостолов, чтобы они помогли нам принять
их наставления умом и сердцем и ниспослали небесную помощь в исполнении их в
нашей жизни.
|
|