|
О ТАИНСТВЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Во
имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Этими великими и святыми словами пастыри Церкви
начинают обыкновенно все свои собеседования с вами, братия мои. Но в другие
дни эти святые слова служат только святым заглавием слов и бесед церковных;
а в нынешний день они могут составить самый предмет для поучения. Ибо ныне празднуем
мы в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Троицы:
о чем же приличнее потому и беседовать ныне, как не о тех Лицах, в честь Коих
совершается празднество?
Трудно,
правда, смотреть на солнце; и еще труднее взирать на пресвятую и премирную Троицу:
там теряется зрение; здесь слепнет ум! Так ослепли еретики: Арий, Македонии,
Савеллий, Несторий!
Так
слепнут и ныне те, кои собственными очами дерзают прямо взирать на пресветлый
лик Существа Божеского. Но мы поступим не таким образом, а будем во всем держаться
слова Божия и богомудрого учения св. вселенских учителей Церкви, по руководству
которых и попытаемся изложить учение о таинстве Св. Троицы.
Бог
есть един во всей силе этого слова, но однако же Сей Единый, по существу Своему,
в трех Лицах. Ибо Тот же Самый, Который на Синае явился Единым и вещал чрез
Моисея: слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь Един есть! (Втор. 6, 4), -
Тот же Самый на Иордане открылся в трех видах, и потом чрез евангелиста Своего
провозгласил: трие суть свидетельствующий на небеси: Отец, Слово и Святый Дух,
и сии три едино суть! (1 Ин. 5, 7). И Сам Сын Божий, Который исповедал Того,
Его же никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 1), посылая апостолов для обращения всего
мира из тьмы к свету, повелел им крестить все народы во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа. После этого признавать, почитать и пропо-ведовать Пресвятую Троицу
- это наша непреложная обязанность, потому что это - основание нашей веры, предмет
нашей любви и залог нашего упования. Се есть живот вечный! Ибо кто искупил нас
Кровью Своей, если не Бог-Сын? Кто освятил нас благодатью Своей, если не Бог-Дух
Святой?
Хотя
в Боге три Лица, но Они нераздельны. Свят. Григорий Богослов учит об этой истине
так: “Как душа наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное
множество мыслей, и однако же чрез действие мышления не делится в существе своем,
и не только не терпит оскудения от множества произведенных мыслей, но еще более
обогащается ими; и как произносимое и свойственное всем нам слово, не отделяясь
от производящей его души, в то же время всецело сообщается однако ж душам слушающим,
так что, будучи присуще и произведшей его душе и приемлющим его слушателям,
способствует более к взаимному их соединению, нежели разделению: подобным же
образом представляй себе, что и Сын неразделен от Отца, и Дух Святый от Сына,
равно как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо деление и разъединение
между умом, мыслью и душою: так никакого же нельзя представить себе деления
и разъединения между Святым Духом, и Спасителем, и Отцом”.
Бог
Отец именуется так потому, что Он, будучи неточным началом всего Божества, предвечно
родил Сына и предвечно же произвел из Себя Пресвятаго Духа.
Бог
Сын именуется так потому, что Он рожден от вечности Отцем его из собственного
Его Существа, а во времени Он же, яко человек, благоволил родиться от Пресвятой
Девы Марии.
Бог
Дух Святый именуется так потому, что Он предвечно исходит от Отца, издхновен
Отцом, и Сам одушевляет все сущее, особенно духи и души разумные.
Чем
отличаются между Собою Лица Божества, явствует уже из самого названия их. Бог
Отец, по учению священного Писания, служит началом Сына и Духа, Сам Сый безначален
и безвиновен; Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа; Бог Дух
Святый исходит от Отца, но не рождается, и Сам паки не рождает и не производит.
Отчество, сыновство и происхождение, три отличительные свойства Лиц Божественных!
Отличаясь таким образом друг от друга, эти три Лица составляют единого и того
же Бога: Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святый есть Бог; но не три Бога,
а едино Божество, едино по силе, едино по воле, едино по могуществу, едино по
славе и державе.
Так,
последуя слову Божию, учит о Боге Святая Церковь, учит, не предполагая, чтобы
этим сказано было о Боге все возможное, и чтобы сказанное вполне и совершенно
выражало образ бытия Божественного.
Святая
Церковь именует учение о Святой Троице Таинством, т.е. таким предметом веры,
который превышает наш ум; а что превышает ум, то не может быть изглаголано:
изглаголанное уже не таинство.
Чтобы
хотя несколько приблизить к нашему пониманию тайну Пресвятой Троицы, единосущной
и нераздельной, некоторые св. отцы употребляли разные сравнения. Так однажды
сарацинские мудрецы спросили у святого Константина философа, брата святого Мефодия
равноапостольного: “Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога?
У вас есть Отец, Сын и Дух Святый”. - “Не злословьте Пресвятой Троицы, - отвечал
богодухновенный мудрец, - Отец, и Сын, и Дух Святый суть три лица, существо
же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Святой Троицы на небеси поставленное:
в нем три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице: Отец, Сын
и Дух Святый. Солнечный круг есть подобие Бога Отца: ибо, как круг не имеет
ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного
происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух
Святый. Сияние, от солнца происходящее, и всю поднебесную просвещающее, есть
подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а
теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие
Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. Итак,
рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу”.
Сарацинские
мудрецы не знали, что сказать против доказательства Константи-нова, и обратили
разговор свой на другие предметы.
Что
есть самого общепонятного в рассматриваемом нами Таинстве веры, так это благодеяния,
коими каждое Лицо Пресвятой Троицы ознаменовало Себя в отношении к человекам.
С этой стороны нет ничего неясного, никакого недоумения.
Бог Отец есть величайший Благодетель наш, так как Он воззвал нас из небытия,
почтил образом Своим, не оставил и падших, а послал Единородного Сына Своего
искупить и Пресвятого Духа освятить нас.
Бог
Сын есть величайший Благодетель наш, так как, во время злополучного преступления
нами Заповеди эдемской. Он принял на Себя всю ответственность за наш грех и
всю тяжесть нашего падения, и для восстановления нас в первобытное совершенство
облекся потом естеством нашим, жил посреди нас, умер за нас и воскрес для нас.
Бог
Дух Святой есть величайший Благодетель наш, так как, несмотря на бесприкладную
святость Свою, Он не возгнушался нас грешных и нечистых, осеняет благодатью
Своей Церковь и все, что в ней, ограждает, укрепляет и врачует нас, мертвых
грехами, в таинствах, просвещает нас чрез вдохновенных Им пророков и апостолов,
благоволит даже обитать таинственно в каждой душе верующей, для приуготовления
ее в вечное жилище всей Пресвятой Троице. Кратко сказать, все учение слова Божия
о действиях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого состоит из повествования
о Их благодеяниях, в разных видах, грешному роду человеческому.
Приблизимся
же к престолу Триипостасного, яко получившие на то дерзновение заслугами Божествен-ного
Искупителя нашего, падем в благоговении пред величием неисповедимых совершенств
и, во свидетельство нашей любви и благодарности за бесчисленные благодеяния
к нам Пресвятой Троицы, принесем Ей в дар все существо наше. Аминь.
|
|