|
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
В следующий
за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Он
был установлен Церковью “ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един
есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы”, в противодействие учению еретиков,
отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
Празднуя
день Святого духа, мы должны помнить, что каждый из нас получил Его благодатные
дары в таинстве Крещения и приумножил их через другие церковные Таинства и священнодействия.
Спасительные дары и действия Святого Духа различны (1 Кор. 12, 4-6).
Первое Его
действие, по слову святителя Феофана Затворника, - это “оживление души”, оживление
нашей закостенелости, недовольство своей нравственной дряхлостью. При таком
воздействии Духа Божия человек стремится вырвать из своего сердца корни гордыни,
победить себялюбие, уничтожить в себе все скверное, нечистое, освободиться от
грехов, пороков и страстей. Дух Святой просвещает ум верующего, согревает его
сердце, дает новое духовное направление всем его силам и способностям.
Даром Духа
Божия является также духовная крепость. Никакая добрая мысль или благое желание
не останется бессильным. Вспомним, какими были апостолы до сошествия на них
Духа Святого и какими стали после этого? Боязливые и слабоверные, они не выдержали
даже первых испытаний: как только Божественный Учитель был взят в Гефсиманском
саду, они бежали, а когда увидели Христа распятым и погребенным, были готовы
впасть в отчаяние. Они не сразу поверили и вести о Воскресении Христа, хотя
были предупреждены об этом Самим Спасителем. Но как изменились, можно сказать,
переродились они в день сошествия Святого Духа! Они стали людьми крепкой, пламенной
веры, чрезвычайной смелости, неутомимой ревности в благовестии слова Христова.
Велики и
спасительны плоды Духа Святого. Легка и радостна жизнь со Святым Духом. Но Его
благодать не сообщается людям насильственно, против их желания или воли. Да
и после получения она может остаться бесплодной или даже совсем угаснуть, если
люди не возгревают ее стремлением к добру, к святости, не следуют ее внушениям,
а, наоборот, обращают свою жизнь на предметы, противные Духу Святому. Предостерегая
от этого, святой апостол Павел говорит: “Духа не угашайте” (1 Фес. 5,19), “Не
оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф.
4,30).
Что же нужно
делать, чтобы не угасить Духа Божия, а возгреть Его в себе? Нужно избегать всякого
греха, удаляться от всего порочного, отвращаться от всего оскверняющего душу.
Святые отцы учат, что стяжать Духа Божия мы можем чтением, слушанием слова Божия
с искренним намерением жить согласно ему. Слово Божие дышит особой благодатью,
ведь это откровение, дело Духа Святого. Важным средством для стяжания Духа Божия
служит молитва искренняя и смиренная. Молитва – это золотой ключ, открывающий
нам все сокровища Божественной благодати. “Есть молитва - есть и Дух Божий,
- говорит святитель Феофан Затворник. - Нет молитвы – нет и Духа Божия”.
Будем же
возгревать в себе Духа Всесвятого, стремиться быть достойным Его жилищем. Будем
призывать Его благодатную помощь на всех путях нашей жизни, и Он будет с нами,
ведь для этого Он и сошел на нас во святом Крещении и продолжает сходить в других
Таинствах святой Церкви.
|
|