ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ.

Отдыхать не умею…


          - Вроде бы так давно при храме, а вспомнить что-то особенное трудно. Оглянешься назад и видишь: труды, труды, - размышляет отец Владимир. – Самая большая радость, когда удается что-то сделать. А вообще время быстро пролетело…
Как и многие люди своего времени, он пришел к вере не сразу. Семья была благочестивой, но редко упоминалось тогда имя Бога, не звонили над городом колокола, и лишь в одном-единственном Иоанно-Предтеченском храме совершались богослужения.
          Однако, Промысел Божий был таков, что встретился на пути человек, который заставил задуматься: кто мы? Зачем живем? В чем истина? Владимир тогда только что вернулся из армии и вместе с Евгением Усольцевым – так звали того удивительного человека – работал в издательстве “Уральский рабочий”. Оба налаживали, ремонтировали оборудование и одновременно искали смысл жизни, ответы на вечные вопросы.
          - Мы начали ходить в храм, выражая протест против той жизни, политики, где слова сплошь расходились с делами, - продолжает свой рассказ отец Владимир. – Постепенно я почувствовал, что именно здесь, в Церкви, и кроется то неизведанное, что так тревожило наши души. Евгений был намного старше (сейчас он тоже священник), он учил жить, наставлял меня духовно. Конечно, о наших посещениях храма стало известно начальству. Издательство ведь было при обкоме партии. Вызывали, беседовали, но страхов тогда, в молодости, не испытывал. Наоборот, после двух лет знакомства с жизнью Церкви, с духовенством, после поездки в Коуровку пришло желание поступить в духовную семинарию. Но такое учебное заведение было только одно на всю страну – в Троице-Сергиевой Лавре. Поступить туда было крайне сложно. Кроме того, владыка Климент не мог дать рекомендацию. Он был возвращенцем из Шанхая и находился под наблюдением властей. Однако, в те годы рукополагали и без специального духовного образования. На вакантные места предпочитали брать приезжих из чужих краев, - так было легче выживать в условиях того времени. В Лавре посоветовали ехать в город Иваново. Там встретили по-доброму, приветливо. Расспрашивали о жизни, пообещали вызвать, когда сложатся подходящие обстоятельства. Там, в Иваново, и начался мой духовный путь… Рукополагал владыка Амвросий. В мае 1978 года – во диакона, а спустя месяц, 4 июня – во пресвитера. Двадцать пять лет прошло с тех пор. Тогда больше всего хотелось повзрослеть, - с улыбкой вспоминает отец Владимир.
          Как-то не так воспринимали тогда молодого батюшку. Прихожане были, в основном, пожилые люди, закаленные в вере, которых не смогла сломать безбожная власть. Непросто жилось тогда священникам. Нельзя было появляться в облачении на улице, посещать больницы, места заключения, приюты. Для того, чтобы исповедовать на дому, требовалось собрать подписи всех жильцов подъезда, - только с их согласия священник мог зайти в дом. Проповеди в церкви тайно контролировались представителями органов. Тяжелы были и бытовые условия. Отказывали даже в получении угля…
          Спустя три года после служения в Свято-Преображенском соборе Иваново молодому священнику суждено было вернуться на родную уральскую землю. Служил в Красноуфимске, Свердловске.
          В памятном 1988 году открылся храм Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет. Великое множество паломников притекало в те дни к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, перенесенным из запасников музея. Отец Владимир Поммер, который был переведен в этот храм вторым священником, не мог, как и другие, не замечать стремительно обновлявшейся жизни, быстрого возрождения православной России.
          Отдыхать было некогда.

Возрождение


          Поруганные святыни ждали своего часа. Нужно было вдохнуть жизнь и в небольшой храм, что находился на Михайловском кладбище Екатеринбурга. В 1990 году владыка Мелхиседек предложил отцу Владимиру Поммеру возглавить общину во имя Всех Святых ради восстановления жизнедеятельности храма. Печальное зрелище предстало перед глазами. В алтаре находились душ, туалет. Отдел коммунального хозяйства города, которому принадлежало здание, упорно не сдавал своих позиций. Тогда было решено начать богослужения под открытым небом. С наступлением холодов приобрели деревянный домик и установили его на территории храма. В нем, наряду с молебнами, панихидами, начали совершать крещение. В то же самое время, не щадя сил, расчищали, благоустраивали территорию. “Энтузиазма тогда у людей было много”, - вспоминает отец Владимир. Но время шло и надо было принимать твердое решение. В назначенный день Уполномоченный по делам религии и руководство коммунального хозяйства были оповещены о том, что верующие готовы занять храм и не пускать больше коммунальщиков на работу. В тот день собралось много прихожан. Вся территория храма была занята народом. Увидев, что дело приобретает нешуточный оборот, начальники пообещали через двадцать дней покинуть храм и слово сдержали.
          После ремонта (силами все тех же прихожан, спонсоров тогда не было), начались службы. Постепенно выстроили административное здание, создали духовный центр, воскресную школу. Позднее появились и доброхоты.
          - Мы очень благодарны всем, кто помогал нам в трудные дни, - говорит отец Владимир. – От строительства мы шагнули на качественный духовный уровень. Сейчас в храме служат семь священников и два диакона. На нашем попечении СИЗО, Суворовское и пожарное училища, три воинские части, школы. Священник Виктор Первушин окормляет заключенных, отец Евгений Пестерев возглавляет православную школу “Сирин”. На попечении отца Андрея Шестакова – тринадцать школ. Поддерживаем тесные связи с приютом “Гнездышко”, с “Лювеной”. Есть православный психолог…
          О том, какая серьезная и душеспасительная работа ведется при храме, знаю не понаслышке. Видела, как в холодные утра выстраиваются к киоску раздачи одежды обездоленные люди. Беседовала я и с библиотекарем, к которой люди приходят порой как на исповедь. Каются, плачут, приносят “стыдные” кассеты с просьбой стереть запись и дать посмотреть или почитать что-нибудь для души. Наконец, сами прихожане рассказывали, как чудесно проходят праздники, паломнические поездки, какие сильные преподаватели в воскресной школе и какие трудолюбивые там ученики.

Люди, семья


          - Очень важно доверие тем, кто отвечает за определенный участок работы, - делится отец Владимир. - А вместе мы решаем разные вопросы, ставим перед собой новые задачи. Сейчас есть замысел открыть класс прикладного искусства…
Постепенно разговор заходит о том, что энтузиазм у людей все же не прежний, и идем мы все по пути довольно опасному: обособления, индивидуализма. Что же произошло за истекшие годы?
          - Оглядываясь на прошлое, вижу, что люди были более просты, искренни, доступны, - говорит батюшка. – Объясняется это тем, что общество было нравственно чище. Трудности сплачивали, общая идея объединяла. Много внимания уделялось воспитанию молодежи, детей. Сейчас стало больше верующих, но больше и тех, кто приобщился к греховным страстям. Этому во многом способствует открытая пропаганда греха. Многие сейчас возлагают надежды на Церковь, но здесь свои трудности. Нет финансовой, юридической поддержки. Школы и институты в большинстве живут без Церкви. А ведь там – молодежь…
          Занимается отец Владимир и печальными бракоразводными делами. Почему распадаются семьи, почему оказываются несостоятельными венчанные браки? Причина в том, что нет духовного корня в семье, утверждает батюшка, нет духовного содержания, общих интересов. Проходит мирская любовь – остается пустота. Венчание же зачастую оказывается для супругов красивым обрядом. Сейчас в храме перед венчанием проводятся беседы, которые помогают понять смысл Таинства, относиться к семье бережно и ответственно.
          У самого батюшки – два сына. Старший – закончил институт, создал семью. Младший еще школьник. Матушка – первый помощник и друг, поддержка в доме и в храме. А совсем недавно Бог даровал внука, и мечтает отец Владимир, чтобы жил малыш в здоровом, спокойном обществе без смут, где царила бы любовь к Богу и ближнему. Ведь что самое главное? Беречь честь смолоду и искать на земле правду Божию.

Людмила Косовская

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.