|
ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ.
Отдыхать не умею…
- Вроде бы
так давно при храме, а вспомнить что-то особенное трудно. Оглянешься назад и
видишь: труды, труды, - размышляет отец Владимир. – Самая большая радость, когда
удается что-то сделать. А вообще время быстро пролетело…
Как и многие люди своего времени, он пришел к вере не сразу. Семья была благочестивой,
но редко упоминалось тогда имя Бога, не звонили над городом колокола, и лишь
в одном-единственном Иоанно-Предтеченском храме совершались богослужения.
Однако, Промысел
Божий был таков, что встретился на пути человек, который заставил задуматься:
кто мы? Зачем живем? В чем истина? Владимир тогда только что вернулся из армии
и вместе с Евгением Усольцевым – так звали того удивительного человека – работал
в издательстве “Уральский рабочий”. Оба налаживали, ремонтировали оборудование
и одновременно искали смысл жизни, ответы на вечные вопросы.
- Мы начали
ходить в храм, выражая протест против той жизни, политики, где слова сплошь
расходились с делами, - продолжает свой рассказ отец Владимир. – Постепенно
я почувствовал, что именно здесь, в Церкви, и кроется то неизведанное, что так
тревожило наши души. Евгений был намного старше (сейчас он тоже священник),
он учил жить, наставлял меня духовно. Конечно, о наших посещениях храма стало
известно начальству. Издательство ведь было при обкоме партии. Вызывали, беседовали,
но страхов тогда, в молодости, не испытывал. Наоборот, после двух лет знакомства
с жизнью Церкви, с духовенством, после поездки в Коуровку пришло желание поступить
в духовную семинарию. Но такое учебное заведение было только одно на всю страну
– в Троице-Сергиевой Лавре. Поступить туда было крайне сложно. Кроме того, владыка
Климент не мог дать рекомендацию. Он был возвращенцем из Шанхая и находился
под наблюдением властей. Однако, в те годы рукополагали и без специального духовного
образования. На вакантные места предпочитали брать приезжих из чужих краев,
- так было легче выживать в условиях того времени. В Лавре посоветовали ехать
в город Иваново. Там встретили по-доброму, приветливо. Расспрашивали о жизни,
пообещали вызвать, когда сложатся подходящие обстоятельства. Там, в Иваново,
и начался мой духовный путь… Рукополагал владыка Амвросий. В мае 1978 года –
во диакона, а спустя месяц, 4 июня – во пресвитера. Двадцать пять лет прошло
с тех пор. Тогда больше всего хотелось повзрослеть, - с улыбкой вспоминает отец
Владимир.
Как-то не
так воспринимали тогда молодого батюшку. Прихожане были, в основном, пожилые
люди, закаленные в вере, которых не смогла сломать безбожная власть. Непросто
жилось тогда священникам. Нельзя было появляться в облачении на улице, посещать
больницы, места заключения, приюты. Для того, чтобы исповедовать на дому, требовалось
собрать подписи всех жильцов подъезда, - только с их согласия священник мог
зайти в дом. Проповеди в церкви тайно контролировались представителями органов.
Тяжелы были и бытовые условия. Отказывали даже в получении угля…
Спустя три
года после служения в Свято-Преображенском соборе Иваново молодому священнику
суждено было вернуться на родную уральскую землю. Служил в Красноуфимске, Свердловске.
В памятном
1988 году открылся храм Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет. Великое множество
паломников притекало в те дни к мощам святого праведного Симеона Верхотурского,
перенесенным из запасников музея. Отец Владимир Поммер, который был переведен
в этот храм вторым священником, не мог, как и другие, не замечать стремительно
обновлявшейся жизни, быстрого возрождения православной России.
Отдыхать
было некогда.
Возрождение
Поруганные
святыни ждали своего часа. Нужно было вдохнуть жизнь и в небольшой храм, что
находился на Михайловском кладбище Екатеринбурга. В 1990 году владыка Мелхиседек
предложил отцу Владимиру Поммеру возглавить общину во имя Всех Святых ради восстановления
жизнедеятельности храма. Печальное зрелище предстало перед глазами. В алтаре
находились душ, туалет. Отдел коммунального хозяйства города, которому принадлежало
здание, упорно не сдавал своих позиций. Тогда было решено начать богослужения
под открытым небом. С наступлением холодов приобрели деревянный домик и установили
его на территории храма. В нем, наряду с молебнами, панихидами, начали совершать
крещение. В то же самое время, не щадя сил, расчищали, благоустраивали территорию.
“Энтузиазма тогда у людей было много”, - вспоминает отец Владимир. Но время
шло и надо было принимать твердое решение. В назначенный день Уполномоченный
по делам религии и руководство коммунального хозяйства были оповещены о том,
что верующие готовы занять храм и не пускать больше коммунальщиков на работу.
В тот день собралось много прихожан. Вся территория храма была занята народом.
Увидев, что дело приобретает нешуточный оборот, начальники пообещали через двадцать
дней покинуть храм и слово сдержали.
После ремонта
(силами все тех же прихожан, спонсоров тогда не было), начались службы. Постепенно
выстроили административное здание, создали духовный центр, воскресную школу.
Позднее появились и доброхоты.
- Мы очень
благодарны всем, кто помогал нам в трудные дни, - говорит отец Владимир. – От
строительства мы шагнули на качественный духовный уровень. Сейчас в храме служат
семь священников и два диакона. На нашем попечении СИЗО, Суворовское и пожарное
училища, три воинские части, школы. Священник Виктор Первушин окормляет заключенных,
отец Евгений Пестерев возглавляет православную школу “Сирин”. На попечении отца
Андрея Шестакова – тринадцать школ. Поддерживаем тесные связи с приютом “Гнездышко”,
с “Лювеной”. Есть православный психолог…
О том, какая
серьезная и душеспасительная работа ведется при храме, знаю не понаслышке. Видела,
как в холодные утра выстраиваются к киоску раздачи одежды обездоленные люди.
Беседовала я и с библиотекарем, к которой люди приходят порой как на исповедь.
Каются, плачут, приносят “стыдные” кассеты с просьбой стереть запись и дать
посмотреть или почитать что-нибудь для души. Наконец, сами прихожане рассказывали,
как чудесно проходят праздники, паломнические поездки, какие сильные преподаватели
в воскресной школе и какие трудолюбивые там ученики.
Люди, семья
- Очень важно
доверие тем, кто отвечает за определенный участок работы, - делится отец Владимир.
- А вместе мы решаем разные вопросы, ставим перед собой новые задачи. Сейчас
есть замысел открыть класс прикладного искусства…
Постепенно разговор заходит о том, что энтузиазм у людей все же не прежний,
и идем мы все по пути довольно опасному: обособления, индивидуализма. Что же
произошло за истекшие годы?
- Оглядываясь
на прошлое, вижу, что люди были более просты, искренни, доступны, - говорит
батюшка. – Объясняется это тем, что общество было нравственно чище. Трудности
сплачивали, общая идея объединяла. Много внимания уделялось воспитанию молодежи,
детей. Сейчас стало больше верующих, но больше и тех, кто приобщился к греховным
страстям. Этому во многом способствует открытая пропаганда греха. Многие сейчас
возлагают надежды на Церковь, но здесь свои трудности. Нет финансовой, юридической
поддержки. Школы и институты в большинстве живут без Церкви. А ведь там – молодежь…
Занимается
отец Владимир и печальными бракоразводными делами. Почему распадаются семьи,
почему оказываются несостоятельными венчанные браки? Причина в том, что нет
духовного корня в семье, утверждает батюшка, нет духовного содержания, общих
интересов. Проходит мирская любовь – остается пустота. Венчание же зачастую
оказывается для супругов красивым обрядом. Сейчас в храме перед венчанием проводятся
беседы, которые помогают понять смысл Таинства, относиться к семье бережно и
ответственно.
У самого
батюшки – два сына. Старший – закончил институт, создал семью. Младший еще школьник.
Матушка – первый помощник и друг, поддержка в доме и в храме. А совсем недавно
Бог даровал внука, и мечтает отец Владимир, чтобы жил малыш в здоровом, спокойном
обществе без смут, где царила бы любовь к Богу и ближнему. Ведь что самое главное?
Беречь честь смолоду и искать на земле правду Божию.
Людмила Косовская
|
|