|
19 МАЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦАРЯ СТРАСТОТЕРПЦА НИКОЛАЯ II.
Светло празднуя ныне
рождение благочестивейшего Государя нашего императора Николая Александровича,
ознаменовавшего свое царствование рядом дел, свидетельствующих о его великой
любви к Отечеству, напомним себе, братия соотечественники, об основаниях и побуждениях,
обязывающих нас преимущественно любить свое Отечество и свой народ, тем более,
что в наше все судящее и больше осуждающее и расшатывающее время и эта, по-видимому,
столь простая и святая истина подвергается перетолкованию и даже отрицанию.
Любовь к Отечеству,
привязанность к своей родной стране и родному народу, соединенные с искренней
готовностью служить их целям и пользе, прежде всего внушаются нам самой природой.
Известно, что всякое растение, всякое животное имеют более силы, развиваются
правильнее и живут долее в свойственном им климате: тот же закон остается всегда
и везде неизменным и для человека. “Самое расположение нервов, - говорит знаменитый
русский писатель-историк Н.Карамзин, - образованных в человеке по климату, привязывает
нас к родине”. Значит, нам тем естественнее, тем легче и приятнее любить свою
отчизну, свой родной край. Затем всякое животное любит подобное себе, и всякий
человек ближнего своего, - пишет древнебиблейский мудрец, - всякий зверь живет
с однородными себе: так и человек должен входить в связь с подобными себе (Сир.
13, 19-20). Таким образом, сама же природа, давши каждому человеку бытие в известном,
определенном месте, в известное, определенное время, среди известного народа,
поставляет в ближайшем отношении к нему его родственников, соплеменников, соотечественников
и соединяет его с ними теснейшими узами.
Пусть сначала этот союз
бывает бессознателен и безотчетен, возникая из бессознательного стремления человека
к сообществу с подобными себе, и ограничивается ближайшим кругом родства, укрепляясь
больше привычкой жить вместе с другими. Но с постепенным развитием внутренней,
духовно-нравственной жизни человека он принимает характер привя-занности разумно-свободной,
благодарной и благородной вместе. В самом деле, Отечество дало нам жизнь и указало
первых благодетелей и покровителей; в нем и от него получили мы средства не
только существования, но и образования; оно охраняет права нашей личности и
собственности, наделяет нас всяческими удобствами и даже удовольствиями; здесь
поприще разнообразной частной, семейной и общественной нашей деятельности; здесь
наши родители, родственники, друзья, сограждане, соплеменники, с которыми мы
связаны своим происхождением, верою, языком, законом, нравами, обычаями. Наконец,
здесь покоится прах наших предков; здесь же ляжет со временем прах и каждого
из нас. Можно ли нам не любить своей отчизны, не быть приверженными к своему
родному народу предпочтительно пред всеми другими народами и не принимать живейшего
участия во всех судьбах его?
Представим и примеры
любви и привязанности к Отечеству из священной и церковной истории. Вот некоторые
из многих.
Пророк Моисей по любви и приверженности к своему родному народу отказывается
от спокойной и приятной жизни в доме фараоновом, где он воспитывался, где и
его самого так любили, предпочитая страдати с людьми Божиими, нежели имети временную
греха сладость (Евр. 11, 25).
Пророк Иеремия горько
плакал о своей отчизне при ее опустошении, не забыв ни одного из тех благ, которых
она лишилась за грехи народа, и не оставив не оплаканным ни одного погибшего
соотечественника (см. Плач Иеремии).
Высочайший пример любви к Отечеству показал нам Сам Господь Иисус Христос, когда,
пришедши для спасения всего мира, Он благоволил избрать и назвать Своим отечеством
бедную и неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главу приклонить и
всюду почти видел одну ненависть к Себе и постоянные преследования, хотя осыпал
народ Свой всяческими благодеяниями и строго исполнял все отечественные законы
и постановления.
Точно так же учили и
поступали и святые апостолы Его. В апостоле Павле, например, любовь к своему
родному народу простиралась до крайней степени самоотвержения: скорбь ми есть
велия, - пишет он сам о себе, - и непрестающая болезнь сердцу моему. Молилбыхся
бо сам аз отлучен быти от Христа (если бы только это было возможно) по братии
моей, сродницех моих по плоти, иже суть израилите (Рим. 9, 2-4). Такую же любовь
и попечительность о своих присных - близких и родных - внушает апостол и всем
последователям Христовым и, напротив, неисполнение обязанностей к ним считает
как бы отречением от самой веры и хуже неверия (1 Тим. 5, 8).
И действительно, история
христианской Церкви представляет нам поучительнейший пример любви к Отечеству
в первенствующих христианах. Их ненавидели, гнали, мучили, убивали, и кто же
это? - Свои же сограждане, соотечественники и нередко даже свои ближайшие родственники
и домашние, а христиане не только не питали никаких враждебных чувств против
своих соплеменников и соотечественников, но всем, чем только могли, содействовали
благу и пользе их. Они безропотно несли все гражданские повинности, со всей
верностью служили в войсках, никогда не позволяли себе нарушать общественного
спокойствия, со всем усердием исполняли все государственные постановления; и
только когда требовали от них отречения от Христа, поклонения идолам, принесения
им жертв и т.п., они справедливо отвечали врагам и мучителям своим: “Надобно
повиноваться более Богу, нежели людям” (Деян. 4, 19).
Равно история и нашего
собственного Отечества представляет нам множество самых великих жертв, принесенных
для блага и спасения Церкви и государства лицами обоего пола, всякого звания,
положения и состояния, например, во время владычества татар, появления самозванцев,
нашествия поляков или галлов и проч. Такие примеры благочестия и доблестей предков
наших заслуживают от нас всегдашней почтительной и благодарной памяти и вместе
ревностного подражания, если мы хотим оставаться достойными их потомками.
Представленные священно-исторические
примеры любви к Отечеству и соображения здравого разума побуждают каждого из
нас, братия, относиться со всей искренностью и теплотой любви к своей родине,
счастье которой должно быть и нашим собственным счастьем, равно как и бедствия
и скорби которой должны быть и нашими личными бедствиями и скорбями.
|
|