|
ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО.
Группа уральских архитекторов
первая в России изучила особенности изготовления утраченных фаянсовых иконостасов
и возродила их производство. Об этой работе «Православной газете» рассказал
архитектор Максим Валерьевич Винницкий, автор диссертации «Керамические иконостасы
товарищества М. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX – начала
XX века».
- Максим Валерьевич,
с чего начались ваши исследования?
- Закончив архитектурный
институт, я стал заниматься проектированием по направлению храмового зодчества.
Когда по программе губернатора Э. Росселя в 1997 году началась комплексная реставрация
Свято-Никольского монастыря и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье, я в
составе коллектива ООО фирмы «Терем» участвовал в работах по проектированию
и реставрации этих объектов. Храмы в эпоху безбожия сильно пострадали, убранство
их было полностью утрачено. Утраченными оказались и уникальные фаянсовые иконостасы,
которые были большой редкостью в России. Их начал производить в 1895 году известный
промышленник и предприниматель конца XIX века М. Кузнецов, имя которого стоит
в одном ряду с меценатами Мамонтовыми, Морозовыми, Строгановыми. Он владел восемью
фарфоровыми фабриками, основал новые заводы. Его иконостасы были отмечены высоким
художественным уровнем, пользовались спросом. Всего в России по установленным
данным было 74 таких иконостаса. На Урале они находились в храмах Верхотурья,
Шадринска, Мотовилихи, но не сохранились нигде. Несколько деталей было обнаружено
в музее Шадринска – и все. Перед нами встал вопрос: смогут ли наши архитекторы,
реставраторы воссоздать такие иконостасы, какими они были в фаянсе, не проще
ли обойтись деревянными? Руководитель коллектива Виктор Иванович Симиненко настоял
на том, чтобы восстановить иконостас в его первоначальном виде. Эту позицию
удалось отстоять перед властями. Предстояли изыскания: область оказалась совершенно
не исследованной. Как раз в то время я поступил в аспирантуру. Созрело решение
написать диссертацию. В научной среде тема вызвала живой интерес, была утверждена
на ученом совете. Я начал работать в архивах города, написал запросы во все
епархии. Ответы приходили неутешительные: почти нигде фаянсовые иконостасы Кузнецова
не сохранились. Потом удалось выявить несколько адресов, и, получив благословение
Патриарха, я отправился по ним.
- Интересно узнать,
где все же удалось найти такую редкость?
- Иконостасы Товарищества
Кузнецова сохранились, в основном, в небольших городках и деревнях, где легче
было в богоборческое время отстоять храмы: в Преображенской церкви села Савино
под Москвой, в Борисоглебском соборе Рязани, в Тамбовской области. Исследования
продолжались 5 лет. Везде в храмах принимали душевно, позволяли обмерить, сфотографировать
каждую деталь. Удавалось даже открыть обшивку, чтобы увидеть каркасы, крепления.
Это было важно и для нашей работы в Верхотурье, и с точки зрения научной обработки
этого материала. Все шло параллельно: одновременно с научными исследованиями
восстанавливали иконостас в Верхотурье. Теоретические разработки сразу проверялись
на практике. Когда работы были закончены, их высоко оценили Святейший Патриарх
Алексий II, священнослужители, общественность. Наша группа отмечена губернаторской
премией за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.
- Расскажите, пожалуйста,
чем уникальны иконостасы товарищества Кузнецова, каковы их достоинства, особенности?
- Керамические иконостасы
богато нагружены декором, рельефом, золочением. Авторы керамических иконостасов
использовали не один фон, а многоцветие. Использовались цвета, которые имеют
символическое значение в Православии – бирюзовые, розовые, голубые, - воздушные.
На фоне этого разнообразия иконы реалистического письма, оттененные оливковым
цветом, с минимумом золочения смотрелись более цельно, каждая обосабливалась
для молящихся. Была подчеркнута ее отдельная духовная ценность. Это находка.
Кроме того, в отличие от деревянных такие иконостасы более жизнестойкие, их
легко чистить, не надо ремонтировать. Детали блестящие, краски стойкие. Изготовление
не требует столько времени, сколько для деревянных, где резчик все делает вручную.
- Раскройте нам немного
и секрет изготовления.
- Первый этап - проект.
Каждая деталь - отдельный чертеж. Тогда мы работали еще без компьютера, что
создавало сложности. Далее - моделирование: изготовление каждой детали из пластика.
Этим занималась фирма “Делкам-Урал”. Работали по эксклюзивной компьютерной технологии.
Третий этап - это производство деталей на Сысертском фарфоровом заводе. Всего
для Верхотурских иконостасов потребовалось 2660 деталей. Монтаж осуществляли
поэтапно: первый ярус собрали к Пасхе 1998 г., а полностью иконостасы закончены
в 2000 году к 400-летию Верхотурья и приезду Патриарха. Сейчас уже вставлены
иконы и в храме ведется богослужение. Иконостас стал одной из достопримечательностей
для паломников.
- Насколько известно,
керамический иконостас установлен также в Храме-на-Крови?
- Да, он сдан к Рождеству
этого года. Начато производство деталей для Спасо-Преображенского собора в городе
Невьянске, есть заказ из Омска, поступили предложения из Челябинска. Все это
говорит о том, что производство фаянсовых иконостасов будет развиваться. Мы
представляли наши достижения на многих выставках и конференциях. Радует, что
идея подхватывается.
- Совсем недавно под
руководством Симиненко Виктора Ивановича вы защитили свою диссертацию. Расскажите
об этом событии.
- Диссертация была защищена
в Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В своей работе
я рассмотрел основы применения керамических иконостасов в церковной архитектуре.
Вопрос был рассмотрен комплексно: иконостас не только как архитектурное сооружение,
но и с точки зрения искусствоведения, иконографии. Вообще, храмовая архитектура
всегда вызывала у меня интерес: там большой спектр символических значений. Работа
была признана актуальной, жизненно важной. Материалы рекомендовано опубликовать.
Это будет интересно не только специалистам.
- Удачи вам!
Беседовала
Людмила Косовская
|
|