|
ЧЕМУ ПОУЧАЮТ НАС ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА?
О Рождестве Христовом св. Евангелие повествует так: вышло от кесаря Августа
повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем
отечественном городе: почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из
дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город
Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке, на этот раз, стечение народа было
многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось
удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который, обыкновенно, загоняли
домашний скот, и там родила Сына, Богомладенца Иисуса; Сама спеленала Его, и
положила в ясли.
Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им ангел Господень,
и божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: “Не бойтесь.
Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь
родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как
узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях”. Вдруг явилось
с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога
и пели: “Слава на небесах (царствующему) Богу! и на земли мир, (открылось Его)
благоволение к человекам!” Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг
другу: “дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил
нам!” И, нимало не медля, пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца,
лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце.
Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи, а Богоматерь, вслушиваясь,
хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за
все, что слышали и видели.
В восьмой день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное
законом обрезание и дали Ему имя “Иисус”, которое преднарек архангел Гавриил
во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя.
В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы. Они принесли Спасителю дары:
золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому
что они указывали на царскую власть, божескую честь и смертное естество Христа
Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другою дорогою отправились в
свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении.
В сонном видении является потом ангел Господень Иосифу и говорит: “встань,
возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу
тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его”. Он встал;
ночью же взял Младенца и Матерь Его и отправился в Египет.
Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно
разгневался и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей
мужеского пола, начиная с новорожденных до двухлетнего возраста. Основываясь
на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет
и Христос. Но прошел месяц с небольшим, как сам он умер в тягчайших муках. По
смерти Ирода ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте
и говорит: “встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в израильскую
землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер”. Иосиф повиновался,
взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в
Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия,
Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но, услышавши, что, вместо Ирода, воцарился
в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда
в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею,
где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и отчасти
беспечного; и опять поселился в Назарете, от которого впоследствии Иисусу Христу
дали наименование Назарянина, или Назорея.
Чему же научают нас изложенные здесь обстоятельства Рождества Христова?
Многим и весьма важным душеспасительным истинам. Остановим свое внимание на
каждой из них.
Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели
в нем ни убогой хижины, ни пяди земли наследственной, ни пребывания постоянного.
Провидение, рукою кесаря, привело их в это место, из которого предопределено
было изыти Вождю Израиля (Мат. 2, 6). Чуждые в земле предков своих, пришельцы
в своем отечестве дали отечество Сыну Того, из Него же всяко отечество на небесех
и на земли именуется (Еф. 3, 15). - Христиане! Доколе мы живем в мире с беспечностью
граждан и наслаждаемся им с самовластием обладателей, дотоле Христос не может
вообразиться в нас. Беспокровные только странники находят Вефиль и Вифлеем,
дом Божий и дом хлеба животнаго. Только произвольные изгнанники земли приемлются
в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия, тот должен иметь отечество
в едином Боге и, при всей привязанности к отечеству земному, впрочем весьма
естественной и праведной, почитать его только предградием небесного.
Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и
ему показать ничего собственного. Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем
Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью - пелены,
первыми слугами царствия - пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты
в немощах младенчества. Что же при виде такого смирения должно чувствовать сердце,
желающее быть сообразным образу Иисуса? Сила ума, величие духа, знаменитость
дел, преимущества званий! Я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся
вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса; нет большей
славы, как разделять бесчестие с Иисусом; нет избыточнейшего состояния, как
нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество
Иисуса; нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть
себя чуждой всех украшений, подобно яслям Его. Ток благодати, подобно речным
устремлениям, изливается в долы; кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог
творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас
не начинает Своего дела. Смирение и отвержение себя есть основание в нас храма
Его; кто более углубляет его, тот выше и безопаснее созиждет.
Одной из существенных принадлежностей рождения Иисусова была чистота Его
Матери, не нарушенная взором, ниже мыслию. Она была, как единодушно исповедует
Церковь, Дева прежде рождества, в рождестве и по рождестве. Взирай на Ее пример,
стремящаяся к соединению с Богом душа, и виждь в зерцале совершенства Ее твою
обязанность. Господь говорит человеку: даждь Ми, сыне, твое сердце. Тот, Кто
дал нам сердце, не довольствуется большею или меньшею его долею: оно все должно
принадлежать Владыке всяческих. Строгая только над собою бдительность может
возвести к блаженному с Ним соединению и удержать в нем: всяцем хранением блюди
твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Небесный Жених обручается
с мудрыми только и непорочными девами, не дремлющими при его чертоге; девственная,
к единому Богу обращенная душа зачинает духовную жизнь и рождает блаженство
чистого созерцания. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
При рождении Христовом ангелы воспевали славу Божию и мир на земли: они
воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом. Радость
бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7).
Ко Христу приходят с благоговением пастыри и волхвы, несмотря на убожество
и неизвестность, которые отделяли Его, по видимому, от всего мира: так и соединяющийся
со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему, столько же неразрывным, сколько
непостижимым союзом; тот Дух, Который образует из них единое общество, или паче
единое тело, иногда нечаянно, всегда благовременно сближает их друг со другом,
дабы взаимно наставлять и поучаться, утешать и принимать утешение, исповедовать
милость и славу Божию.
Иисусу Христу приносятся дары: злато, яко Царю; ливан, яко Богу; смирна,
яко мертвому за смертных; но не обещает ли Он и нам, что ищущим Царствия Божия
вся приложатся (Мф. 6, 33)? Не хощет ли сотворить нас цари и иереи Богу и Отцу
Своему (Откр. 1, 6)? Не соединяет ли нашего духовного рождения с тою животворящею
смертью, после коей живот наш будет вместе с Ним сокровен в Бозе (Кол. 3, З)?
О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с ним не дарствуешь? Даждь только
нам родити в себе дух Христов и жити Его жизнью. Тогда пусть и против нас, как
никогда против Него, мятется Ирод и весь Иерусалим с ним, пусть неистовствует
князь века сего, и весь мир вооружается: Ты покрыеши нас в тайне селения Твоего;
на воде покойне воспитаеши нас, и чрез ангела Завета Твоего введеши нас в гору
святую Твою. Аминь.
|
|