ОН НЕС ВЕРУ И НАДЕЖДУ МНОГИМ... К 65-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.

            25 января 2003 года исполнилось 65 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Его фигура, его творчество при жизни были не просто непризнанными, но чаще - запрещенными, ибо говорил он прямо и откровенно о том, что негативного видел в окружающей общество тоталитарной действительности.
            В то время, когда нас принуждали ехать только по одной, общей колее, указанной сверху, когда собственное мнение иметь запрещалось, нужно было найти смелость не только говорить, а петь, кричать своим хриплым баритоном о недостатках и бедах своего времени. Что и делал Владимир Семенович Высоцкий к недовольству одних и в пример другим. Остановимся лишь на некоторых строчках его песен (а всего в творческом наследии поэта их насчитывается более шестисот):

И ни церковь, ни кабак - ничего не свято…
Нет, ребята, все не так, все не так, ребята,
-
заявлял он, видя бездуховность общества своего времени.

            Да он и сам никогда не был святошей, - заявляют сейчас многие, судя по каким-то обрывками газетно-журнальных публикаций и интервью с друзьями певца (а с каждым прошедшим годом таких «друзей» становится все больше и больше). Но кто же, кроме Высоцкого, мог в то время так отчаянно пытаться защищать православные российские святыни хотя бы посредством своих песен?
            Вот небольшой отрывок из «Случая на таможне»:

Ощупали заморского барыгу,
Который подозрительно притих,
И сразу же нашли в кармане фигу,
А в фиге, вместо косточки, - триптих.

            И далее - открытым текстом:

Мы все-таки умнеем год от года,
Распятья нам теперь самим нужны,
Они - богатство нашего народа…

            И небольшой экскурс в недавнее прошлое:

А раньше мы во все края - и надо, и не надо,
Дарили лики, жития - в окладах, без окладов…

            Владимир Высоцкий не был удобным для власть предержащих - и этим их раздражал. От был тревожным набатом - но не был услышан большинством своих современников.
            Обратимся еще к одной песне Высоцкого - «Я из дела ушел»:

Открылся лик - я встал к нему лицом,
И он поведал мне светло и грустно:
Пророков нет в Отечестве своем,
Но и в других отечествах - не густо…

            Высоцкий ушел из жизни в сорок два года, и уже 22 года его нет среди нас. Но сейчас вновь и вновь искусствоведы, театральные и литературные критики вновь и вновь пересматривают его творчество, дают ему новую оценку, приходит понимание и признание этой неординарной звезды на культурном небосклоне семидесятых годов.
            Он не хотел и не пытался быть «пророком», но «ангелом-путеводителем» для многих молодых людей того времени стал. Он хранил в них Веру в то, что жизнь можно и нужно изменить, и каждый должен выбрать для этого свой собственный путь.             Лозунгом-призывом для многих звучали заключительные слова «Песенки шофера» -

Эй вы, задние: делай, как я.
Это значит - не надо за мной,
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей!

            Через два года после смерти поэта в стране пал тоталитарный режим, раскрылись перед нами тысячи дорог. Но на них многие и заблудились. И вновь компасом путеводным становился для них томик стихов Владимира Высоцкого. Словно внял Господь когда-то высказанной просьбе поэта и певца:

А если у них истребителей много,
Пусть пишут в хранители нас.
Хранить - это дело почетное тоже -
Удачу нести на крыле…

            Разливается над Русью колокольный звон, блестят кресты и маковки церквей, храмы во время богослужений не вмещают молящихся, во что в семидесятые годы и поверить было трудно. Он жил Верой и Надеждой. Его творчество давало Веру и Надежду многим живущим…

Лидия Ежкова

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.