|
РЕЖИССЕР
НИКИТА АСТАХОВ:
"ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ НЕ С ВЕШАЛКИ, А С МОЛИТВЫ"
Окончен
спектакль «Крест-Хранитель», сыгранный гостями из Москвы – актерами Русского
духовного театра «Глас». В опустевшем зале, теперь уже на зрительских
местах, рядом с нами – художественный руководитель театра Заслуженный
деятель искусств России Никита Сергеевич Астахов и едва успевшая снять
костюм преподобной Елизаветы Федоровны, но не изменившая своей природной
стати Заслуженная артистка Российской Федерации директор театра Татьяна
Георгиевна Белевич.
В
нашей искренней, душевной беседе принимают участие и духовные окормители
театрального коллектива, представители Московской Патриархии отец Георгий
Докукин и отец Александр Егоров.
-
Вас называют первым русским духовным театром. Как вы начинали?
Отец
Георгий:
-
Все начиналось с трех человек. Театра еще не было, когда меня попросили
помочь с постановкой сценического действия “Светлое воскресение” к 2000-летию
Крещения Руси. Помогали люди, разрабатывали сценарий, строили театр соборно.
Потом стали расти...
В
1990 году мы приехали в Екатеринбург, чтобы сыграть спектакль “Крест-Хранитель”
в Алапаевске при Владыке Мелхиседеке, который сказал, что вообще относится
к театру критически, но именно наш – признал. Этот спектакль знаменателен,
т.к. именно в то время решался вопрос о лжемощах Царственных мучеников.
Вчера мы снова побывали на Ганиной яме и были поражены возрождению этого
святого места. Словно Китеж-град там поднялся… Театр наш является общиной.
Порой приходят люди далекие от церкви и постепенно воцерковляются. Отец
Александр, художник, занимается с артистами рисунком. Но самая главная
наша роль – священническое окормление. Театр не должен становиться лицедейством,
он не может быть лживым. Необходимо нести людям слово Божие, ту энергию,
которая способна изменить мировоззрение. Мы проводим с актерами беседы,
постепенно они начинают ощущать себя православными.
Отец
Александр:
-
В первую очередь, мы решаем духовные проблемы. Наша проповедь перед спектаклем
очень важна, так как много людей новоначальных. Им необходима эта лекционная
катехизаторская часть. Наш театр был в числе тех, кто поднимал идею возрождения
храма Христа-Спасителя. Мы ездили по России, собирали подписи. Часто наши
зрители становятся друзьями театра, остаются, помогают нам.
-
Каков круг ваших зрителей?
Отец
Александр:
-
Это и студенты, и дети, и целые семьи. Заключенные тоже были нашими зрителями…
-
Никита Сергеевич, в спектакле “Крест-Хранитель” вы создаете образ зла.
Насколько сложно православному актеру играть отрицательную роль?
Н.
Астахов:
-
Это хороший вопрос. В чем спасение? Театр начинается не с вешалки, а с
молитвы. Сейчас разрабатывается новая технология актерского мастерства.
Раньше все актеры выступали адвокатами своей роли. У нас – другое: мы
относимся к роли, как духовник относится к своему духовному чаду. Священник
наставляет, но и жалеет свое чадо. Так и актер – он жалеет своего убийцу,
как мать. Это плач, покаяние… И тогда роль еще и учит актера.
Т.
Белевич:
-
Искусство не должно быть равнодушным, оно призвано вскрывать грехи. Человек
тратит свое сердце, чтобы пробудить сердце другого человека – зрителя.
Мы не можем быть все время умиленными.
Н. Астахов:
-
У каждого человека есть некий духовный орган, из которого растет вера.
Если человек находится в атеистической клетке, этот орган может отмереть,
засохнуть. А если работает и наш, актерский, духовный орган, и зрительский,
то происходит взаимодействие, которое поднимает всех нас и само художественное
произведение на такую высоту, что люди поражаются. Иногда одно слово,
фраза способны потрясти и очистить душу. Поэтому отрицательные роли играть
надо.
-
Какие произведения в вашем репертуаре?
Отец
Георгий:
-
У нас два спектакля по Василию Шукшину. Ставили также “Ревизора” гоголя,
эту постановку благословил Патриарх Илия II. Мы показали Гоголя, осветив
его творчество с православной точки зрения. Ведь самое главное – дух произведения.
Есть спектакль «Град Китеж» по произведению отца Иоанна Экономцева. Ставили
рождественскую сказку «Это сам Христос-Малютка»; «Золотой петушок».
-
Шукшин – православный писатель? Порой можно услышать нарекания в его адрес.
Вызывают споры образы его героев, особенно духовного сана.
Отец
Георгий:
-
Мы любим и почитаем Шукшина, выезжали на его родину. Конечно, душа у него
истинно православная. К сожалению, это беда нашего времени, что из священников
хотят сделать идолов, хотят чистенького вместо того, чтобы помогать им.
Н.
Астахов:
-
Из жизни Шукшина мы знаем, что он вырезал из газет, журналов и собирал
иконы, мать его была верующей, видела пророческие сны. Но в те годы за
открыто исповеданную веру ему бы хребет сломали. А мы начинали творить
позже, пошли уже «с открытым забралом». Нам досталось уже другое время.
Т.
Белевич:
-
Никита Сергеевич заявил на парткоме: “Прошу не считать меня коммунистом
с начала Рождественского поста”. “А когда этот Рождественский пост?” –
недоумевали в комитете…
-
Спектакль “Крест-Хранитель” посвящен новомученикам российским, от безбожной
власти убиенным…
Отец
Георгий:
-
Этот спектакль – попытка пересмотреть нашу историю.
Т.
Белевич:
-
Нам показалось интересным показать столкновение двух сил, ведь это одно
время: и Елизавета, и революция. Мы изучили много документов, письма Ленина.
Обратились к поэме Блока “Двенадцать”. Блок – вовсе не певец русской революции.
У него – “впереди иисус Христос”. У России тоже все впереди.
Н.
Астахов:
-
Татьяна Георгиевна на Всероссийском театральном фестивале в вологде была
награждена за создание образа Елизаветы серебряным крестом...
Т.
Белевич:
-
Во время исполнения этой роли – крест всегда на мне.
-
Как вы ощущаете руку божию?
Т.
Белевич:
-
С этим спектаклем связано чудо. Когда мы выступали в Алапаевске, то взяли
землю на той шахте, где была замучена Елизавета. Партийные люди не поняли
этого, а у меня как-то само собой вырвалось: “Да это же земля святая!
К вам же паломники ездить будут!” Спустя девять месяцев привезенная нами
земля заблагоухала. Пахло миром. И знаменательно, что это повторилось
на телестудии... Когда ощущаешь такое благоухание, чувствуешь, что господь
рядом. Данный факт явился еще одним признаком, шестым по счету, для канонизации
Елизаветы Федоровны. Мои слова сбылись. Чудо и в том, что театр наш долго
находился без постоянного помещения, а теперь мы на Ордынке, недалеко
от обители святой Елизаветы.
-
Вам часто приходится выезжать? Где вы побывали с гастролями?
Отец
АЛЕКСАНДР:
-
Мы побывали на православном фестивале в Сербии. Ездили в Арзамас, Саров,
Вологду.
Н.
Астахов:
-
А теперь господь привел нас в Екатеринбург. Именно так: мы должны были
ехать в Иерусалим, но наша поездка сорвалась, и буквально на следующий
день пришло известие о фестивале православной культуры: мы оказались на
русской Голгофе. Значит, наше творчество было необходимо здесь.
-
Какие у вас впечатления о нашем городе?
Н.
Астахов:
-
Екатеринбург нам близок, в нем легко работать. Вы обгоняете нас, живете
активнее. Нужно подумать о гастролях…
*
* *
В
заключение очень сжатой на страницах газеты, но духовно и эмоционально
очень насыщенной беседы хочется раскрыть для читателя еще один пласт,
связанный с московским театром “Глас”, который нам еще не был доступен
в эти “Царские дни”.
Мы
уже представили читателям отца Александра (Егорова), который в жизни духовного
театра прежде всего – духовный наставник. Вклад свой в качестве живописца,
да и психолога, посредством изобразительного искусства работающего с труппой,
отец Александр ставит на второй план. При этом живописец Александр Егоров
участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, в восстановлении залов Большого
Кремлевского Дворца. Является членом Союза художников России и Международного
Художественного фонда. Он участник многих российских и зарубежных выставок.
Живописные работы отца Александра находятся в музеях и частных собраниях
Росси, США, Англии, Италии, Германии, Австралии, Аргентины, Индии, Югославии.
Много
путешествуя, художник исследует глубокие и древние пласты мировой культуры
и находит в них образы для своих произведений. “Каждая минута вдохновения,
- говорит отец Александр, - дается нам Господом. В этом мгновении, в этом
творческом процессе творец познал сам себя – в природе, в людях… Каждое
мгновение красоты дарует нам прикосновение к истине. Художник, а затем
и зритель пристально всматриваются в нее, каждый раз открывая для себя
что-то новое. Все, что нас окружает, предназначено нам свыше для познания.
Художник, как пророк, открывает и учит Закону Божиему, предвещает Будущее”.
Понимание
будущего отец Александр видит в постижении прошлого, в причастности к
истории Отечества, в гармонии с природой, в Вере.
Будем
надеяться, что фестиваль православной культуры “Царские дни” - 2003 станет
не только радостной встречей с духовным театром “Глас”, но и знакомством
с полотнами художника Александра Егорова.
Мы
ждем вас!
Материалы
подготовили Людмила Косовская
и Лариса Ларионова l
|
|