|
ИГУМЕН
ГЕРМОГЕН: "ШЕСТОПСАЛМИЕ Я ЗНАЛ НАИЗУСТЬ В ШЕСТЬ ЛЕТ"
Отец Гермоген, расскажите о вашем пути к высокому сану игумена, к этому
знаменательному дню в вашей жизни.
- Родился я в посёлке Черноисточинск Свердловской области, с детских лет
бабушка водила меня в Петро-Павловский храм. Это изумительный храм XVIII века,
построенный на средства Акинфия Демидова для поселян из Тульской губернии, которые
были туда завезены. Моя бабушка пела в этом храме. С трёхлетнего возраста все
праздники, воскресные службы я проводил там. Большую роль в моем религиозном
воспитании сыграли две тайные монахини, которые жили при храме – Евфросинья
и Мариамна, малограмотные старушки, но богатые духовностью и верой. По вечерам
они изготовляли искусственные цветы для украшения икон, вели длинные рассказы
из Священного Писания. Большую роль в моей церковной грамоте сыграла Евдокия
Михайловна Дудина, псаломщица этого храма. Имел ли я хорошую память или то было
благоволение Божие ко мне, но в шесть лет я знал все Шестопсалмие наизусть.
Бывало, приду из храма, а Евдокия Михайловна выпишет все мои ошибки, которые
я допустил во время чтения Шестопсалмия, и так каждый раз, пока не осталось
почти ни одной ошибки. Наверное, поэтому теперь я с не очень большим терпением
отношусь к тем коллегам, которые допускают ошибки в священных текстах – будь
то ударение или искажение слов.
В моем детстве в том храме был настоятелем митрофорный протоиерей о.Николай
Мухин, приехавший из китайской эмиграции. В его доме всегда царила патриархальная
благоговейная тишина. Мария Григорьевна, прислуга отца Николая, была замечательной
певицей, человеком, хорошо знающим церковные традиции и ревностно к ним относящаяся.
В доме отца Николая по праздникам готовились поистине царские столы. Старинная
китайская посуда и серебряные приборы всегда были в полном порядке, готовы к
тому, чтобы принять гостей в любое время. Горящие лампады и запах ладана в доме
придавали всему пространству священнического дома какую-то особую неповторимую
торжественность. Очень хорошо помню икону Казанской Богоматери с потемневшим
ликом. Это родовая икона Мухиных, ведь о.Николай был священником уже в восьмом
поколении. Хорошо помню и рассказ о том, как лик этой иконы потемнел в год,
когда была убита Царская Семья, подобно Феодоровской иконе Божией матери. Отец
Николай был человеком достаточно осторожным, но именно от него я узнал о трагической
судьбе императора Николая и его семьи. В душе он глубоко почитал государя и
каждый год в своем доме в ночь убийства императора совершал панихиду, один,
лишь в присутствии Марии Григорьевны, его верной помощницы на протяжении многих
лет.
А моя любовь к пению – это особая страница. Хорошо пели мой прадед, бабушка,
отец, но любовь к церковному пению привила регент церковного хора Нехорошкова
Анастасия Георгиевна, одареннейший человек с изумительной красоты голосом, очень
подвижным и теплым. Она пропела до 80-ти лет, а голос звучал как у сорокалетней.
Здесь нельзя не вспомнить и о ее сестре Марии Георгиевне, которая была солисткой
этого хора. Бывало, как запоют “Разбойника” или “Волной морскою” – мурашки бегут
по спине. Столько в этом было необъяснимой силы, духовной энергии, что почти
явственно представляешь себе те страшные события, происшедшие на земле Палестины.
Сейчас и певцы моложе, и хоры гораздо больше и, может быть, профессиональнее,
– но что-то безвозвратно утеряно, то необъяснимое высокое состояние души во
время исполнения этих песнопений. Воистину кто-то сказал: “если ты делаешь что-то
от сердца, то дойдет до сердца слушающего тебя, а если делаешь только умением
и умом, то только до ума и дойдет”.
А Николай Поликарпович Коровин, который следил за всем убранством храма,
чтобы все лежало на своем месте, чтобы каждый подсвечник к празднику горел огнем...
Разве забудешь этих людей? Настоящих, цельных, старинных церковников, которые
передали мне и душевный трепет, и ревность о храме, и любовь к нему.
Когда я поступал в музыкальное училище г. Нижнего Тагила, моим педагогом
стал Привознов Вячеслав Михайлович, но учиться мне не пришлось, потому что в
то время я уже пел на клиросе Казанского собора города Нижнего Тагила. Вопрос
о моем пребывании в училище был поставлен очень жестко: или Церковь, или училище.
Я не сомневался ни одной минуты. Тут же написал заявление и, не смотря на все
уговоры, порога музучилища больше не переступил. Закончил я профтехучилище.
Однажды принял решение: поеду в Свердловск, в оперный театр. Собрал два чемодана
с вещами и с этим скарбом явился в Свердловск. Это было в 1984 году. Главным
хормейстером театра оперы и балета был замечательный человек, ныне заслуженный
деятель искусств России, руководитель муниципального хора “Доместик” Валерий
Анатольевич Копанев. Он прослушал меня и тут же заставил писать заявление о
приеме на работу. Всего в оперном театре я проработал пять лет. Одновременно
пел и в Иоанно-Предтеченском храме. Затем меня пригласили работать в Германию
в военный ансамбль песни и пляски. Я подписал контракт на 4 года, но на чужбине
выдержал лишь половину этого срока, хотя был ведущим солистом ансамбля и имел
прекрасные жилищные условия. Но как услышу по русскому радио “Степь широкую”
или “Волгу” в исполнении Людмилы Зыкиной – хоть пешком иди домой! В городе Потсдаме
есть русский храм во имя Александра Невского. Почти каждое воскресенье я ездил
в Потсдам и создал там небольшой хор. Это была настоящая отдушина – маленький
русский уголок на немецкой земле.
Когда я приехал из-за границы, то решил закончить свою творческую биографию
и сказал архиепископу Мелхиседеку, что хотел бы посвятить свою жизнь служению
Богу и людям. Владыка благословил, и в 1990 году я уже стоял у престола в сане
диакона. Затем был награжден двойным орарем. Со скорбью мы все пережили перевод
Владыки Мелхиседека. Вскоре на кафедре встал епископ Никон.
При нем я долгое время занимал должность старшего священника Иоанно-Предтеченского
собора и помощника по строительству, за что был удостоен золотого креста. Затем
был переведен настоятелем в Крестовоздвиженский храм, который был совершенно
разрушен. На мою долю выпала честь первым начать восстановление этого храма.
Но жизненные обстоятельства сложились так, что я вынужден был уехать в другую
епархию – Ульяновскую. Там меня очень гостеприимно принял Владыка Прокл и назначил
ключарем Кафедрального Свято-Неопалимовского собора г. Ульяновска. второй раз
в жизни я испытал сильнейшую ностальгию, тоску по родине. Вновь вернулся в Екатеринбургскую
епархию и вновь был назначен старшим священником Иоанно-Предтеченского кафедрального
собора. Затем некоторое время пришлось служить во вновь открывшемся приходе
Стефана Великопермского на Химмаше.
Я очень тосковал по Иоанновскому собору, и, к моей радости, указом Владыки
Викентия был назначен руководителем отдела милосердия Екатеринбургской епархии,
устроителем прихода святого праведного Серафима Саровского Чудотворца и клириком
Иоанно-Предтеченского собора.
- Организованное вами сестричество в честь преподобномученицы святой Елисаветы
Феодоровны известно далеко за пределами Екатеринбурга…
- Люди откликнулись на мою проповедь о милосердии и покаянии. Православные
христиане идут к нам во спасение своей души, идут, чтобы послужить ближнему
своему. Эта работа не требует вложения средств, все трудятся во славу Божию.
Большей частью – это женщины, которые сами прошли через всевозможные лишения,
им легче понять чужую боль, им доступно сострадание. Они несут послушание у
постели тяжелобольных, умирающих, и не просто ухаживают за ними, но приводят
к вере, облегчают им последние часы. Есть люди, которые формально не вступают
в сестричество, но своими добрыми делами также служат благому делу милосердия.
- Как продвигаются работы по строительству храма?
- Первый камень будущего храма во имя святого преподобного Серафима Саровского
был заложен по благословению архиепископа Викентия в Екатеринбурге на углу улиц
Ясной и Чкалова в мае прошлого года. Он задуман как храм-богадельня, где обездоленные
люди смогут найти пристанище, а наши сестры будут обслуживать их на месте, что
очень облегчит их труд и сбережет время. Работы по строительству храма предстоит
очень много: проект большой, храм трехэтажный, и, наверное, чтобы поддержать
мои душевные силы, по представлению Владыки Викентия и опять же в соборе Иоанно-Предтеченском,
столь дорогом моему сердцу, где прошла большая часть моей жизни, Указом Святейшего
Патриарха Алексия II я был возведен в сан игумена.
Беседовала
Людмила Косовская
|
|