|
27
АПРЕЛЯ - ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ
В субботу 6-й седмицы Великого поста Святая Церковь вспоминает чудо
воскрешения Лазаря, совершенное Спасителем за 6 дней до иудейской Пасхи
(Ин. 11). Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство
Божественной силы Христа и как удостоверение в Воскресении Его и в общем
воскресении всех умерших, что и отражается в тропаре праздника.
Открывая верующим великое значение совершенного Господом чуда, Церковь
воспевает: “Господи, глас Твой разруши адово царствие и слово власти
Твоея возставило из гроба четверодневного, и бысть Лазарь пакибытия
спасительное проображение: вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю”. Но
вместе с тем Церковь напоминает и о том, что воспоминаемое событие послужило
началом решительного восстания совета священников и фарисеев против
Спасителя. Совершенное принародно великое чудо обратило многих к вере
Христовой, вызвав сильнейшее негодование первосвященников и старейшин
иудейских, и Синедрион именно теперь решил, по совету Каиафы, схватить
Иисуса, как только это будет возможно (Ин. 11, 47-57). Так Лазарево
воскрешение стало непосредственным поводом к осуждению Спасителя на
смерть. Поэтому с самых первых христианских богослужений было установлено
совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Уже в 4 веке Лазарево воскрешение считалось общецерковным и торжественным
праздником, как это можно видеть из множества поучений на этот день
святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина и др. В 7-8 веках святые
песнописцы Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин составили
особые песнопения и каноны на этот праздник, воспеваемые до сих пор.
Лазарева суббота является Пасхальным торжеством. Это - единственный
день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье.
Мысли
святых отцов о Воскресении:
«Само учение о воскресении мертвых, несомненно истинное, служит доказательством
воскресения человеческих тел, потому что воскресение принадлежит телу,
которое умирает и разрушается, а не душе, которая не умирает и не разрушается».
Святитель Мефодий Патарский
«…будет, истинно будет воскресение мертвых… Но души бессмертны: как
же они воскреснут?.. воскресение, без сомнения, есть вторичное соединение
души с телом… Поскольку же душа не творит ни добрых, ни злых дел без
тела, то, по справедливости, и душа и тело вместе получают воздаяние».
Святой Иоанн Дамаскин
«Когда же окончится тысяча лет (Откр. 20, 7), исполнятся времена и созреет
весь словесный плод земли, последует Воскресение второе – Воскресение
тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших
первым Воскресением; усугубится после него смерть отверженных, лишившихся
первого Воскресения».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
|
|