|
ИКОНА
БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ФЕОДОРОВСКАЯ"
Празднование
29 августа
Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны
с памятью святого великомученика Феодора Стратилата - воина, пострадавшего
и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой
Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских
разорений. Потому-то ее первоначальное название - Феодоровская.
После построения в Костроме специально
для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата
она стала известна как Феодоровская-Костромская.
“Однажды, когда татары подошли к Костроме,
русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону
Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался
неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно
сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора
Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была
спасена Кострома”.
Эта чудотворная икона связывается в русской
истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные
дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания
царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович,
отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли
с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли
с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью
юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство.
После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ
Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу
со следующими словами: “Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали
с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь
на милость и не прогневайте Господа Бога”. Против таких слов старица Марфа
не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала:
“Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь
его на путь истинный, на благо себе и отечеству!” Так перед этой иконой
был избран первый царь из дома Романовых.
В Царском Селе в 1909-1912 гг. был построен
“Феодоровский Государев собор” в память явления Феодоровской иконы Божией
Матери, с приделом во имя свт. Алексия митрополита Московского и с нижним
пещерным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. По воле императора
Николая Второго работы по сооружению этого храма были произведены с особым
уважением к древнерусскому искусству. Построен был этот храм по образцу
московского Благовещенского собора в древнем его виде, и все убранство
храма было выдержано в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь
были новые, но сделанные по древним образцам; пещерный же храм св. Серафима
Саровского заключал в себе подлинно старинные иконы и утварь. Это имело
большое общественно-воспитательное значение и свидетельствовало об особом
покровительстве, которое император Николай II оказывал древнерусской архитектуре
и иконописи.
Образ, находящийся сейчас в церкви Воскресения
Христова на Дебре в Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной
иконы.
|
|