|
27
ЯНВАРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА (КЕВРОЛЕТИНА)
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви 27 декабря 2000
года приняли решение прославить в лике святых Новомучеников и Исповедников
Российских сонм святых, материалы о жизни и подвигах которых были представлены
несколькими Епархиями.
Среди новых наших небесных
заступников - иеросхимонах Иоанн (Кевролетин), один из последних насельников
Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, до начала 60-хх
годов передававший нашим землякам монашеский духовный опыт. Память преподобного
Иоанна в соответствии с традициями Русской Православной Церкви будет совершаться
в храмах России в день его кончины - 27 января. В этот день во всех храмах
Екатеринбургской епархии пройдут молебны новопрославленному святому. Особенно
торжественной будет служба в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре,
где почивают святые мощи этого подвижника.
Краткое
житие святого преподобного Иоанна.
Родился Иван Кевролетин в 1875 году, 23 мая,
в сибирском городе Тюмени, в семье довольно обеспеченных родителей - мещан.
Трудиться начал в юном возрасте. С 18 лет он служил матросом на барже,
сплавлявшей груз по Иртышу. Иван был видным молодым человеком, однако
ничто мирское не прельщало его. В те времена было много в России боголюбивых
людей. Многие земляки будущего преподобного Иоанна часто ходили по святым
местам, посты и праздники проводили в монастырях. Поклонившись мощам святого
праведного Симеона, почивавшим в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре,
многие отправлялись в Кыртомскую пустынь, чтобы там помолиться с монахами-отшельниками.
Основателем пустыни был старец Адриан, монах смиренной жизни, проведший
несколько лет на святой горе Афон. Там он получил благословение вернуться
в Россию, дабы именно здесь, на пользу ближним, полагать иноческие труды.
Молва о Кыртомской пустыни дошла и до Ивана
Кевролетина. Он приехал туда, будучи 19-летним юношей, имея горячее желание
попробовать себя в монашеской жизни. Послушание нес на выделке кожи; это
была черная, грубая работа - не для белоручек и мечтателей. Суровым был
монастырский быт, так что и здесь от молодого послушника требовалось немалое
терпение. До 12 часов дня ничего не вкушали, трапеза предлагалась очень
простая, хлеб - только ржаной, чай - самый дешевый, "кирпичный", сахар
не полагался. Службы совершались строго по церковному уставу, чтение и
пение были чинными, неспешными.
Иван провел в обители шесть лет. Все это
время он находился в послушании у старца Адриана. Но вот наступил час
блаженной кончины смиренного старца, братия горячо оплакивала почившего.
Вся его подвижническая жизнь, до самой последней минуты, была для них
уроком. Даже в предсмертные часы, когда силы отца Адриана крайне ослабели,
он сохранял бодрость духа, принимал посетителей, шутил и был весел, пока
не пришло время читать канон на исход души. Очень похожей будет кончина
и одного из его послушников - Ивана Кевролетина, будущего иеросхимонаха
Иоанна.
Когда жив был старец Адриан, у Ивана не было
нужды искать духовного руководителя, сейчас же он отправился за наставлением
в Верхотурье, где уже несколько лет подвизались иноки, приехавшие с Валаама..
Теперь они передавали верхотурской братии накопившийся на Валааме в течение
долгих веков опыт внутреннего трезвения, очищения сердца, молитвенного
подвига. Особенно замечательными, духовно авторитетными были схимонах
Илия и игумен Арефа. (Мощи их ныне почивают под сенью Свято-Преображенского
храма мужского Свято-Николаевского монастыря и служат предметом благоговейного
почитания для монахов и богомольцев).
С 1900 года в Свято-Николаевской Верхотурской
обители настоятелем был игумен Арефа, он же занимал должность благочинного
монастырей и общин второго округа Екатеринбургской епархии, куда входил
и Кыртомский монастырь. Отец Арефа приезжал туда, давал братии советы
и назидания в духовной жизни, ввел неукоснительное ежедневное чтение святоотеческой
литературы. Его мудрые наставления производили на послушника Ивана Кевролетина
большое впечатление. Вскоре он перешел в Верхотурский монастырь и теперь
мог уже вблизи руководствоваться советами и примером строгой жизни отца
Арефы.. Иван нес послушание в малярной мастерской, плотничал. Стоял и
у мощей праведного Симеона.
В 1905 году последовало разрешение Преосвященного
Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского на начало работ по
постройке нового храма в Свято-Николаевской обители. Братия с радостью
получила это известие,с горячим усердием принялась за дело. В скором времени
был торжественно заложен огромный Кресто-Воздвиженский собор. Его строительством
стал распоряжаться вновь избранный настоятель иеромонах Ксенофонт, впоследствии
возведенный в сан игумена, а затем и архимандрита. В 1907 году, когда
стены собора уже были возведены под купол, послушник Иоанн получил долгожданный
постриг. В постриге он стал Игнатием, что означает огненный. Это произошло
20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Его именем и нарекли
новопостриженного.
В 1909 году отец Игнатий становится иеродиаконом.
Рукоположение его во священники произошло в 1913-ом, в день торжественного
освящения нового собора.
Но время уже готовило опустошение и благолепному
собору, и святой обители. В годы всеобщего отступничества еще более стали
нужны Православной Церкви твердые в истинной вере пастыри. Чтоб устоять
в добре и уклониться от зла, растерянному человеку необходим был пример,
необходимо ободряющее слово, сказанное в духе Христова учения.
Когда Верхотурский монастырь закрыли, отец
Игнатий продолжил священническое служение на приходах. Служил в деревне
Сербишино, в городе Каслях, на ВИЗе, на хуторе Исток, в селах Дымково,
Далматово, Кислово, городах Ирбите и Карабаше, на Турьинском руднике.
Встречи, беседы с этим молодым благодатным священником становились отрадой
для многих. Он ободрял людей, не давал им впасть в тоску, безверие, но
призывал с терпением нести свой крест. Сам отец Игнатий всегда хранил
живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь не оставляет
нас. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку
скрывали глубокую духовную жизнь, скрывали боль за происходящее и готовность
взять на себя чужие тревоги. Можно только догадываться, каких молитвенных
трудов стоила эта бодрость духа, это неиссякаемое тепло. Люди тянулись
к отцу Игнатию всем сердцем, горевали, когда приходилось расставаться.
В то время, когда многие священнослужители
и монашествующие оказались в тюрьмах, отцу .Игнатию, благодаря его находчивости,
смелости и дружбе со многими и многими преданными ему людьми, до поры
до времени удавалось избегать арестов. Однако, в 1925 году отец Игнатий
был арестован и пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев.
В 1932 году на Урале чекисты развернули большое
дело по "чистке" от всякого "вредного элемента". 29 марта 1932 года был
арестован по обвинению во враждебной деятельности и отец Игнатий. На допросах
он вел себя очень просто, но разговаривал со следователями, как с неразумными,
они же неразумным считали его. На вопрос следователя, состоял ли он в
контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: "...Состоял членом
монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря
продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита
Ксенофонта (Медведева)... Признаю, что, действительно, как монашествующий,
по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположным
установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если
разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать
быть монахом; быть монахом - это значит быть врагом советской власти и
партии. Для меня монашество важнее советской власти и я, естественно,
был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил..."
На другом допросе высказался еще определеннее:
"На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью,
показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду.
Больше показать ничего не могу".
Обвинительное заключение поспело быстро,
через три месяца после ареста: "Иеромонах Кевролетин Иван Афанасьевич,
1875 г.р., холостой, самоучка, два раза арестовывался ГПУ, обвиняется
в том, что, будучи враждебно настроен к существующему строю, состоял членом
контрреволюционной организации..."
Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями
и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на
три года. Группа в 40 человек была отправлена этапом, то есть пешком под
конвоем.. У отца Игнатия оказались отмороженными многие внутренние органы,
и до конца жизни он страдал тяжелыми недугами. В Нарыме он заболел цингой,
начались различные воспалительные процессы. Евлампия Матвеевна, его духовная
дочь, приехала к батюшке, чтобы лечить его.
После ссылки отцу Игнатию не разрешалось
жить в больших городах, но в Верхотурье он мог беспрепятственно возвратиться.
Сколько же печальных изменений произошло в этом святом месте с того времени,
когда молодой иеромонах начинал здесь свое служение!. Верхотурские жители
с удивлением стали встречать на улицах человека с какой-то необычайной
внешностью и поведением. Лицо у него было интеллигентное, доброе, взгляд
острый, а одежда и поступки смешные. Так и казался он посторонним то ли
чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать
пастырское служение. Жил он на окраине, в маленьком домике, похожем скорее
на землянку - сыром и холодном.
Через некоторое время раб Божий Михаил, зубной
врач, имевший тайный постриг, привез денег на покупку нового дома, и отец
Игнатий вскоре стал жить недалеко от монастыря, откуда виден любимый им
Кресто-Воздвиженский собор. При нем келейницами были матушка Евгения (схимонахиня
Евдокия) и матушка Надежда (монахиня Симеония). Этот небольшой домик стал
для многочисленных чад батюшки духовным убежищем. Пока позволяло здоровье,
отец Игнатий ездил по городам, селам, тайно встречался с верующими, наставлял
их в духовной жизни, совершал Церковные таинства. Люди тянулись за ним,
спрашивали совета, его слова пересказывали друг другу. Часто он говорил
назидания приточно, часто обличал в форме шутки, видел то, что скрыто
для других.
Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961
года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму.
. В схиме он наречен Иоанном, в память евангелиста и любимого ученика
Господня Иоанна Богослова. Похоронили подвижника возле Успенской церкви
недалеко от могилы блаженного Косьмы Верхотурского, чьи святые мощи ныне
пребывают Свято-Покроском Верхотурском женском монастыре .
В 1993 году прах отца Иоанна перенесен с
городского кладбища в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.
Свидетельствует игумен Тихон (Затёкин);
"Летом 1993 года архиепископ Мелхиседек благословил
перезахоронение в монастыре, было получено и разрешение светских властей.
Когда с гроба была снята крышка, мы увидели тело отца Игнатия, обвитое
мантией и остатками схимы. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило
ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте,
где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом
с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица - все оно было
опутано как бы паутинкой корней. Останки переложили в новый гроб и выставили
его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря.
Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три
дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против
алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест,
ручной деревянный крест, пояс - переданы в монастырский музей".
Имя отца Иоанна часто поминается за богослужениями
в храмах Екатеринбургской епархии, оно вписано в помянники сотен верующих.
Изучив собранные благочестивыми уральцами материалы о почитании народном
иеросхимонаха Иоанна Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный
Синод Русской Православной Церкви приняли решение прославить преподобного
Иоанна в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память нового
нашего небесного заступника будет совершаться в храмах России в соответствии
с традициями Русской Православной Церкви в день его кончина - 27 января.
|
|