|
ДЕНЬ
ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (12 ИЮЛЯ)
Двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников - горящего
верой Петра и славного мудростью Павла - представляет нам сегодня Святая
Церковь, именуя их «Апостолов первопристольницы и вселенныя учитилие».
Первопрестольными Апостолов они
названы не потому, что якобы получили верховную власть над всеми Апостолами.
Нет! Для подобных утверждений не находим свидетельств ни в Евангелии,
ни в апостольской истории. Что касается ответа Христа Спасителя на исповедание
веры апостолом Петром - «ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою»
(Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует разуметь не саму личность Апостола,
а его исповедание, его твердую веру в Христа, Сына Бога Живого (Мф. 16,
16). Господь как бы так говорил: ты, Симон, первый из Апостолов назвал
Меня, Сына Человеческого, Сыном Божиим. Одобряю твою веру, и отныне ты
будешь носить имя Петр, т. е. камень, ибо твоя вера тверда, как скала.
Вслед за святым Петром и прочие Апостолы исповедали ту же веру, и на их
исповедании также основана Церковь, ибо, по слову известнейшего отца западной
Церкви святителя Киприана Карфагенского, «и прочие Апостолы были тоже,
что и Петр, - имели равное с ним достоинство и власть». Нельзя не вспомнить
здесь, что краеугольный камень Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос
(Еф. 2, 20). Значит, апостолы Петр и Павел именуются первопрестольными
не за преимущество перед другими Апостолами по власти, а лишь по чести.
Но за что же им такая честь? За их великие труды. Все святые Апостолы
понесли много трудов в благовестии Христова учения, а эта двоица потрудилась
больше их (I Кор. 15, 10). Переходя из одного града в другой, из веси
в весь, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно
и терпеливо перенося на своих путях разные невзгоды. «Я, -говорит о себе
сам святой апостол Павел, - был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах
и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями
побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях,
в опасности на реках, в опасности от разбойников...» и т. д. (2 Кор. 11,
23-32). Вот за эти великие труды Апостолы Петр и Павел названы первопрестольными.
За эти же труды они прославляются и как учители Вселенной.
Господь повелел всем Апостолам
идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28,19-20). Несомненно, святые
Апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного Наставника,
но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В тогдашний
мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытных стяжаний и злобы
они понесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира
и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу
Распятому и Воскресшему.
Но святые Апостолы не только благовествовали,
но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для
постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к
ним веро- и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем
Церквам - два послания, а святой Павел - к отдельным Церквам - четырнадцать,
из них тринадцать направил к христианам из язычников. И с тех пор эти
священные писания неизменно читаются и в храмах, и дома, ибо в них заключены
истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них обретается
все нужное нам к правильному понятию смысла нашего земного призвания,
к утверждению нас на пути в Царствие Божие.
Чтобы изложить содержание посланий
святых Апостолов Петра и Павла, понадобилось бы много времени. В рамках
нашей беседы мы, дорогие отцы, братья и сестры, вспомним для собственного
назидания лишь учение святого Апостола Павла о христианской любви.
«Любовь, - по утверждению Апостола,
- долготерпит, милосердствует», потому что знает слабости человеческие;
«не завидует», ибо служит счастию других; «не превозносится, не гордится»,
ибо ей присуще смирение; «не бесчинствует», потому что спокойна; «не ищет
своего», ибо заботится о ближнем; «не раздражается, не мыслит зла», потому
что кротка и великодушна; «не радуется неправде», ибо «сорадуется истине».
Любовь «все покрывает, всему верит», ибо она искренна, «всегда надеется,
все переносит», ибо желает блага и мира. «Любовь никогда не перестает»
- и это потому, что Бог христиан есть Бог Любви (I Кор. 13, 4-8).
Так мыслили и учили святые Апостолы.
Истинность проповедуемой ими Божественной Правды они показали и в своей
святой жизни.
Велика была и награда Первоверховным
Апостолам еще во время их земной жизни. Святой Апостол Петр был удостоен
стать свидетелем важнейших событий в жизни Христа Спасителя - Гефсиманской
молитвы (Мф. 26, 37...) и Божественной славы на горе Преображения. А святому
Апостолу Павлу было дано быть восхищенным «до третьего неба» - в рай,
и слышать там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать»
(2 Кор. 12, 2-4).
Дорогие отцы, братья и сестры!
Богодухновенные глаголы святых Первоверховных Апостолов и ныне оглашают
наш слух и поучают нас в храмах Божиих, и будут оглашать и поучать до
конца времен. Их творения вечны, как вечен Бог, как бессмертна человеческая
душа. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и никогда
не иссякнет, невзирая на все величие и новизну завоеваний человеческого
разума. А образы их святой жизни, их духовные опыты бережно сохраняются
в церковных сказаниях и будут с любовью передаваться из рода в род.
Будем же просить святых Первоверховных
Апостолов и Вселенной Учителей, чтобы они помогли нам принять их наставления
умом и сердцем и ниспослали нам небесную помощь свято исполнить их в нашей
жизни! Аминь.
Профессор
МДА
К. Скурат
|
|