|
Священник
Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук
И
падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары...
(Мф. 2, 11)
И
падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары...
(Мф. 2,11)
История медицины неразрывно связана с незапамятных времен с историей религии.
Траволечение первобытных народов, жрецы-врачи Египта , китайская медицина
и Гиппократ - за тысячи лет язычества и многобожия немало интересных находок,
наблюдений и открытий сделала медицина как на востоке, так и на западе.
Внимательное отношение к больному человеку , любовь к нему - тоже не достижение
нашего века, еще Гиппократ в своих трудах писал, что самое лучшее лекарство
для больного - это Любовь. И в те времена, наверное, было немало людей,
которые служили больным и увечным в меру своих сил, но благословенным
это служение стало лишь с приходом в мир Господа Нашего Иисуса Христа.
Сама Любовь пришла в мир и освятила все , что было с ней связано. Но поняли
это только те, кто искренне верил в этот приход . Именно к яслям Богомладенца
принесли свои дары восточные волхвы, признав тем Его величие и превосходство
того Учения, которое Он принес людям.
Шли десятилетия,
столетия, сильнейший .толчок развитию медицины дала монастырская школа
лекарей и целителей, Православная милосердная медицина продолжала развиваться
до начала 20-го столетия, когда в России на долгие семьдесят лет воцарилось
безбожие. Гонения на Церковь, бездуховность воспитания и образования коснулись
и медицины . Неестественное положение, когда медицина оторвана от веры
сохраняется и в настоящее время, породившее массовое возрождение самого
откровенного волхования . Колдуны, маги, экстрасенсы, гадатели и лжецелители
заполонили Россию . По одному магу или колдуну на каждые 550 жителей.
Только вот здоровья нашим россиянам это не прибавляет, наоборот, все тяжелее
складывается ситуация, все хуже здоровье наших людей , сокращается количество
бесплатных коек в больницах, все хуже с лекарствами, все дороже лечение,
все более нищенской выглядит зарплата медработников. И все же не перевелись
еще те, кто по велению ли сердца, по долгу ли службы помогают больным,
немощным, калечным. Воспитанные во времена государственного атеизма они
в мыслях и словах нередко уклоняются от Промысла Божия, но само служение
болящим возвращает их на путь Истины. Я не говорю о тех, кто предался
в руки зла, о черных магах, колдунах, ворожеях, экстрасенсах и парапсихологах
от медицины. Желание установить связь с другим миром, подсмотреть в замочную
скважину, что делается там, приводит лишь к одному: по духовной немощи
они немедленно оказываются в сатанинском черном стане, который плотным
кольцом окружает человека со всех сторон соблазнами и искушениями. Эти
предали Господа и можно лишь молиться об их несчастных душах, которые
уже при жизни земной вошли через "врата адовы" и пребывают "во тьме кромешной".
Но тот, кто
уклонялся и падал, но при этом пытался помочь не упасть другим, тот еще
имеет надежду на оправдание,особенно,если в конце концов понял, что лишь
с Господом дела милосердия спасительны для души.
У меня в руках
лист бумаги и текст на нем, который просят опубликовать в "Православной
газете" руководители оздоровительного центра " Красота и грация": "В связи
с болезнями роста в прошлом Оздоровительный центр Мельниковой И. В. просит
прощение у всех православных и наипаче у тех, кто по православному смутился,
общаясь с нами, и принципиально заявляет, что оздоровительный центр ничего
общего не имеет с экстрасенсорикой, парапсихической, всякого рода ведической,
магической и окультной практикой и стоит строго на православных позициях
на основе традиционной медицины с тем творческим подходом и ревностью,
которыми отличается истинное врачевание во все времена. Оздоровительный
центр".
Такое заявление
может только радовать, тем более, что несколько месяцев, в течение которых
я служил молебны в молебной комнате центра, исповедовал и причащал больных
этого центра, видимо, не прошли даром. Хотя до сих пор прочитанные в прошлом
лекции И. В. Мельниковой, аудио- и видеозаписи имеют хождение среди бывших
пациентов и продолжают свое смущающее душу действие.
Почему такое
вообще могло произойти? Почему сейчас так много медицинских, психологических
и психотерапевтических центров и специалистов-одиночек, которые всякими,
чаще всего, неправдами стараются завлечь пациентов вывеской " православный"
и вверять ли свое здоровье и душу таким целителям? Совсем на днях я познакомился
с планом создания очередного "православного" психотерапевтического центра,
причем этот план включал ни много ни мало 15 "сеансов" духовных бесед,
"самостоятельная подготовка пациентов" и ежедневный отчет в своем духовном
росте перед ..... лечащим врачом!?
Обратимся
к истории и увидим, что сам Господь Иисус Христос и Апостолы излечивали
больных, Апостол Лука был врачом, были врачами и Святыми целителями многие
их последователи, обладали даром целительства Преподобные Серафим Саровский
и Иоанн Кронштадтский, знаменитым хирургом советского времени был Архиепископ
Лука (Войно-Ясенецкий). Действительно, медицина и Православие не были
отделены друг от друга непреодолимой преградой и само понятие "исцеления"
предполагало восстановление гармонии, "целости" духа, души и тела болящего.
Именно поэтому лечебницы, приюты и богадельни создавались при монастырях
и храмах, а в последующем, при светских больницах строились "домашние"
церкви и часовни, нанимались или приглашались священники для их окормления.
Никто не будет
спорить с тем, что лечением телесных страданий человека должен заниматься
профессионал - врач,с тем,что проблемами той части человеческой души,
которая тесно связана с телесной жизнью (чувства, эмоции и т.д.) должен
заниматься профессионал-психолог или психиатр. Но почему-то у многих сложилось
мнение, что духовные проблемы человека может решать специалист любой другой
области - философ, врач, инженер,учитель, кто угодно. Так никогда не было
и,надеюсь, не будет. Конечно, дурной пример заразителен и западные проповедники-сектанты,
не имеющие никакой Благодати Божией, пытаются духовно окормлять не только
отдельных людей, но и всю нашу страну. Но на то мы и Православные люди,
чтобы понимать, что такого рода целительством могут заниматься только
профессионалы - священники. Никакое самообразование и курсы не заменяют
Благодати Божией и права духовного целительства, которое получают лишь
священники. Если они при этом еще имеют врачебное или психологическое
образование, что же, они по благословению Правящего Архиерея могут оказывать
дополнительно и эту помощь, безусловно такое лечение будет полезным и
для души и для тела больного.
Но это правило
не имеет и не может иметь обратной силы. Врач, психолог или психотерапевт
не имеет морального права воздействовать на духовную составляющую человеческой
души. Каждый должен заниматься своим делом. Если кто-то желает открыть
истинно Православный Центр, то, не мудрствуя лукаво, следует во-первых
согласовать все способы лечения с требованиями Православной медицины -
не применять гипноз, медитации, любое другое введение пациентов в измененное
состояние сознания, отказаться навсегда от любых видов "волхования" (гадание,
магия, экстрасенсорика, парапсихология, заклинания и т. д.). Во-вторых,
в таком центре должны быть особенно сильны милосердие и благотворительность,
бескорыстное служение больному человеку, причем, независимо от его вероисповедания
В-третьих, сами работники центра должны быть не просто православными,
но и воцерковленными людьми, это подразумевает и наличие молебной комнаты
или больничного храма. И, наконец, самое главное, все вопросы духовного
целительства для тех православных больных, которые изъявили желание искренне
раскаяться и причаститься Христовых Тайн, должен решать священник. В делах
спасения души не должно быть никакого своеволия. Обычно, кроме соблазна
и духовного смущения учительство людей мирских, даже очень образованных,
ни к чему не приводит, да такое учительством безблагодатно. Точно также
не следует браться за телесное лечение тем священникам, которые не имеют
специального медицинского образования,а, если и имеют его, то не имеют
соответствующей лицензии, .поскольку любая ошибка, неблагоприятный результат,
даже сам факт такого " целительства " может повлечь самые неблагоприятные,
в том числе и юридические последствия, не говоря ухе об очередном гонении,
которое не преминут поднять враги Церкви.
Таким образом,
возрождение Православной медицины - задача посильная Православию и современной
медицине только совместно, предстоит нелегкий и небыстрый путь воцерковления
целой отрасли человеческих знаний , но желание ускорить возвращение медицины
к своей милосердной и Божественной основе не повод, чтобы извращать и
попирать принципы , на которых только и возможно это возвращение.
|
|