|
ЯВЛЕНИЕ МОЩЕЙ ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА
Недолго пришлось находиться под спудом останкам праведного Симеона.
Господу Богу угодно было явить их сибирским людям для назидания и достойного чествования.
Прошло пятьдесят лет со дня смерти праведного Симеона. В среде меркушинцев память об угоднике начала уже
изглаживаться. Но вот в 1692 году гроб праведника с нетленными останками
его, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал, к изумлению меркушинцев,
восходить от земли и появился поверх могилы. Это изумительное восхождение
из земли гроба, с одной стороны, а также нетление находящихся в нем останков
- с другой, заставили меркушинцев прийти к тому заключению, что погребенный
в так чудодейственно появившемся гробе есть муж праведный и богоугодный;
но кто именно этот муж, чьи останки заключались в новоявленном гробе,
как имя того праведника, коего мощи находились в этом гробе, - никто из
меркушинцев не знал, ибо в пятидесятилетний период времени память о Симеоне
в среде меркушинцев, как и выше было упомянуто, совершенно иссякла. Вскоре
от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно
убедило меркушинцев в святости человека, погребенного в явившемся гробе.
В 1693 году прибыл в Меркушино посланный тобольским митрополитом для обозрения епархии клирик Матфий;
он обозрел гроб с мощами праведника и донес об этом преосвященному тобольскому
Игнатию, а меркушинскому священнику приказал поставить над гробом малый
срубец, или надгробицу, что и было исполнено.
Исцеления от мощей новоявленного меркушинского праведника продолжались.
В 1695 году тобольскому митрополиту Игнатию пришлось отправиться в Верхотурье для освящения тамошнего соборного
храма. Путь лежал через Меркушино. Не доезжая семи верст до Меркушино,
Игнатий со своими спутниками остановился в селении Караульном. Тут игумен
Долматовской обители Исаак доложил преосвященному о восходящем гробе в
селе Меркушино и предложил владыке самому освидетельствовать этот гроб
и дать о нем свое заключение. Выслушав это, Игнатий утром 18 декабря отправил
в Меркушино игумена Исаака, ключаря тобольского собора иерея Иоанна, иерея
Иосифа, диакона Петра и иеродиакона Висилида. Отправляя этих лиц, владыка
приказал им открыть гроб и тщательно осмотреть останки в нем погребенные.
По совершении утрени митрополит и сам отправился в Меркушино.
Отслужив литургию, митрополит Игнатий в сопровождении архимандрита Сергия, игумена Исаака и других, здесь прилучившихся
священников и диаконов, торжественно отправился к гробу праведника. Это
было того же 18 декабря (1695 г.). Освидетельствовав св. мощи, митрополит
нашел, что плоть и кости праведника были совершенно целы, только некоторая
часть перстов истлела, погребальные одежды также истлели, сам же гроб
оказался цельным и твердым, кожа прильнула к костям. Тогда митрополит
окончательно убедился, что в сем гробе почивают останки действительно
праведного и богоугодного человека. Указуя на св. мощи, преосвященный
произнес: "Это точно некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты
российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как
и эти святые чудотворцы сподобился от Бога нетления!" После того над гробом
праведника была совершена лития, по окончании которой гроб закрыли крышкой
и засыпали земляным слоем в четверть аршина толщины.
После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имени погребенного здесь
праведника, а также и о житии его. Тут выступил один семидесятилетний
старец Афанасий и сказал о праведнике следующее: "Житие его было доброе,
и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской
породы, и пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его
было - шить портное и шубы с нашивками хамьянными, притом послушлив и
услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное
время ходил; болен же был чревом, а имени его сказать не умопню..."
Выслушав это, Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, дабы Он открыл имя новоявленного
праведника, обещаясь в то же время и сам возносить моления о том же. Вслед
за сим он направился в Верхотурье. Дорогой Игнатий не переставал молить
Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Отъехав
верст семь от Меркушина, владыка заснул и увидал следующий сон: стоит
перед ним множество народа, и все рассуждают об имени новоявленного праведника.
"Симеоном зовут его! Симеоном зови его!" От этих слов митрополит проснулся
и в великой радости и умилении продолжал путь в Верхотурье, размышляя
о значении виденного сновидения. В Верхотурье митрополита встретили почетные
лица города и множество народа. Прибыв в город, Игнатий остановился в
Николаевском монастыре и тут рассказал свой сон архимандритам Сергию и
Александру и игумену Исааку. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли
к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. С их взглядом
согласился и сам владыка и повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.
Совершивши освящение соборного храма в Верхотурье, митрополит Игнатий отправился в Тобольск и по пути
снова заехал в село Меркушино, будучи сопровождаем многими как духовными,
так и светскими высокопоставленными лицами. Тут преосвященный снова свидетельствовал
мощи праведного Симеона, "радостного ради зрения", как он сам говорил.
Он, а за ним и все присутствовавшие с благоговением лобызали эти мощи,
при чем воевода Циклер заметил, что мощи праведного Симеона подобны киевопечерским нетленным святым.
После описанных событий мощи праведного Симеона ознаменовались целым рядом новых чудотворений и исцелений.
|
|