|
"…В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ"
Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не
напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло."
Так пишет ап. Павел в послании к Римлянам (Римл. 13, 3. 4).
С самого грехопадения ни одного дня не жила семья человеческая без грехов.
Самые тяжкие из них заставляли общество ограждать себя от преступников
темницами, системой наказаний. Первые уголовные кодексы появились у всех
племен и народов в весьма отдаленные времена.
Не отрицая необходимости тюрем, наша Церковь требует одновременно и милосердия
к осужденным, ибо придет однажды День Страшного Суда, и "Тогда скажет
Господь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные
Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо
алкал Я, и вы дали Мне есть,.. в темнице был, и вы пришли ко Мне".
На Руси первый уголовный кодекс заключался еще в "Русской Правде" великого
князя Ярослава Мудрого. Однако первым основательным нормативным актом
в области уголовного права следует считать Судебник 1497 г. А уже в Соборном
уложении времен царя Алексея Михайловича, принятом в 1649 г., на первое
место ставится не только защита государственной власти, но и Церкви. В
тюрьмы и остроги открыт беспрепятственный доступ священникам. Для причащения,
соборования, для напутствия тех самых "злодеев", которых народ со всей
присущей ему жалостью называл "несчастными". Каждая тюрьма имела своего
священника, а порой и свою тюремную церковь. Православие не оставляло
осужденного никогда: ни в годы отбытия наказания, ни в самой смерти.
Еще со времен Церковно-Земского Собора 1551 г. были учреждены и Церковные
суды с правом наказания. Но церковная юрисдикция отделялась от светской.
Церковнослужителям запрещалось прибегать к защите светского суда.
В целях укрепления тюремной дисциплины, кабинетом министров Государя Николая
I в 1831 г. была утверждена особая инструкция для всех тюрем, где целая
глава посвящена попечению о Церкви и о должности священника в тюрьмах.
Батюшки берутся за помощь в организации тюремного быта, за максимально
полное окормление заключенных. Начинается усиленное строительство тюремных
храмов. А закон от 15 июня 1887 г. относит всех священнослужителей в местах
наказания к аппарату управления, то есть дает им твердое жалованье. В
те годы Церковь берет на себя функции организации тюремных библиотек,
обучение заключенных грамоте и Закону Божьему. Издается масса специальной
религиозной литературы непосредственно для отбывающих наказание.
Опустим в нашем кратком историческом очерке взаимодействия Православия
и уголовно-исполнительной системы в долгие годы советской власти, оставившие
после себя трагический разрыв между страждущими правды осужденными и готовыми
прийти к ним на помощь священнослужителями.
30 сентября 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II и министром внутренних
дел РФ Куликовым А.С. было подписано Соглашение о сотрудничестве и обширная
Программа взаимных усилий ГУИН МВД РФ и Отдела Московского Патриархата
по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
в этом направлении. Появились ощутимые сдвиги. А в марте и апреле 1997
г. подобные соглашения были подписаны также и Екатеринбургской епархией
с Управлением исполнения наказаний и Управлением лесных ИТУ. А 28 января
1998 г. подобное же соглашение заключено и с Управлением исполнения наказаний
ГУВД нашей области. Основа тем самым была положена, началась реальная
и обширная работа.
Вот ее результаты. Священниками епархии окормляются 45 колоний, 5 следственных
изоляторов, учебный центр УИН-I, отряд специального назначения ОСН "РОССЫ".
Правда, священников маловато, всего 24 человека, но это - общая беда всей
Церкви - нехватка людей. В исправительно-трудовых учреждениях епархии
ныне действуют 5 храмов, еще 5 строятся, имеются 22 молитвенных комнаты.
И как же нужна такая комната в любом лагере, независимо от количества
верующих. Ибо человек вынужден здесь всегда находиться на людях и больше
всего остального нуждается в уединении, один для молитвы, а другой просто
для размышлений о себе, о своем поступке, о том, как жить дальше. Похоже,
из этих-то размышлений возле икон, свечек, в благоговейной тишине и рождается
подчас первый росток веры.
Для совместных работ по благословению Правящего Архиерея епископа Никона
и по распоряжению начальника ГУИН области создана специальная рабочая
группа. Проводятся совместные поездки по лагерям, проведен семинар заместителей
начальников учреждений по воспитательной работе и духовенства в г. Нижний
Тагил. Указом епископа назначен специальный благочинный тюрем этого города.
По лагерям и тюрьмам с давних уже пор распространяется бесплатно пять
тысяч экземпляров нашей "Православной газеты".
А замыслы на будущее… Уже прорабатывается вопрос о создании реабилитационного
центра для отбывших наказание, для тех, у кого нет родных, нет жилья.
А таких, как все мы знаем, весьма немало. Здесь им будут подыскивать работу,
помогать с жильем, помогать духовно обновиться и выпрямиться. Что ж, в
добрый час!
В. ПРИХОЖАНИН
г. Екатеринбург.
|
|